Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактические принципы воспитания

Понятие и сущность дидактических принципов воспитания

Определение 1

Воспитание – это организованный процесс, направленный на формирование личности ребенка, передачи ему жизненного опыта.

Основной целью воспитания является подготовка всесторонне развитой личности, способной полноценно существовать в рамках современного общества.

Эффективность процесса воспитания во многом зависит от соблюдения основных принципов воспитания.

Впервые принципы воспитания были выделены и описаны Я.А. Коменским в книге «Великая дидактика». Данные принципы являются фундаментальными. С течением времени изменялись требования, предъявляемые к процессу воспитания детей, развивалась педагогика и дидактика. В связи с чем, возникла необходимость дальнейшей разработки современных и актуальных принципов воспитания. Одним из наиболее весомых вкладов, в развитие принципов воспитания, был сделан К.Д. Ушинским, который выделил ряд дидактических принципов, признанных базовыми наравне с теми, что описал Я.А. Коменский.

Принципы воспитания подразделяются на группы, в зависимости от вида воспитания: принципы физического воспитания, принципы специального воспитания и т.д. Ведущими принципами воспитания являются дидактические.

Определение 2

Дидактические принципы воспитания – это основополагающие компоненты (методы, средства, приемы, технологии), на которые опирается педагог при организации и реализации воспитательного процесса.

Опора на принципы воспитания, гарантирует организацию эффективного воспитательного процесса и достижение поставленной цели. В связи с чем, к принципам воспитания предъявляется ряд требований:

  1. Обязательность. Данное требование подразумевает, что принципы воспитания – это не рекомендации или советы, которые педагог может соблюдать или нет на свое усмотрение, это обязательные условия организации воспитательного процесса.
  2. Комплексность. Использование принципов воспитания предусматривает их совокупность (комплексность). При этом все принципы используются одновременно, то есть фронтально, а не по цепочку друг за другом.
  3. Равнозначность. Все принципы воспитания равнозначны по своей значимости. Использование их должно осуществляться на равных условиях и в равной мере.
«Дидактические принципы воспитания » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика дидактических принципов воспитания

Система дидактических принципов воспитания включает в себя:

  1. Принцип целенаправленности. Данный принцип означает, что вся воспитательная работа, ее содержание, используемые методы, средства и приемы должны подчиняться одной общей цели.

  2. Принцип комплексности предусматривает единство методов, средств и задач, а также преемственность развития и воспитания ребенка в образовательной организации (ДОО, школе и т.д.) и семье. Помимо этого необходимо соблюдать единство воздействия на сознание, чувство и поведение ребенка во время педагогического процесса.

  3. Принцип воспитания в деятельности. Данный принцип ориентирует на то, что необходимо максимально использовать возможности каждого вида деятельности в воспитании ребенка. Педагогу необходимо учитывать ведущую деятельность каждого возрастного периода и стараться делать упор на нее.

  4. Принцип гуманизма предусматривает уважительное отношение к личности каждого ребенка, соблюдение его прав и свобод. В процессе воспитания педагог должен проявлять педагогический такт по отношению к каждому ребенку, проявлять уважение, чуткость, доверие и любовь к детям. Ни в коме случае не допускается навязывание своих взглядов и мыслей как истинно верных. Требовательность педагога к детям опирается на индивидуальность личности, при этом нельзя помещать ребенка и его процесс становления в определенные рамки и шаблоны. Педагог должен понимать и принимать, что каждый ребенок растет и развивается индивидуально, у каждого свои потребности и возможности, все это необходимо уважать и принимать.

  5. Принцип опоры на положительное в ребенке. Педагогу необходимо находить и выявлять положительные качества личности каждого воспитанника, и стараться развивать именно их. Такая работа будет способствовать тому, что в последующем ребенок будет стремиться совершенствовать свое поведение. Подчеркивание недостатков, особенно при других детях, не способствует избавлению от них. Педагог должен тактично направлять ребенка на «борьбу» с отрицательными качествами и их преодоление самим ребенком.

  6. Принцип воспитания в коллективе. Согласно данному принципу полноценное воспитание личности не возможно вне коллектива. Это связано с тем, что в коллективе дети учатся взаимодействовать друг с другом, учитывать интересы окружающих, подчинять личное общественному, получать элементарные навыки коллективной жизни. Значимость воспитания ребенка в коллективе и коллективом проявляется в следующем:

    • формирование у детей таких чувств и качеств как: товарищество, уважение к окружающим, дружелюбие, гуманность, взаимопомощь и т.д.
    • формирование общественной направленности своего поведения, то есть умение сочетать личные интересы и интересы коллектива (общества);
    • раскрытие индивидуальности каждого ребенка;
    • формирования умения проявлять свои знания и свое отношение к окружающим людям;
    • возможность упражняться в нравственном поведении и поступках;
    • взаимно влиять друг на друга.
  7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot