Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс и его функциональное значение

Замечание 1

Основной характеристикой педагогического процесса является его целостность. Она проявляется в единстве и взаимосвязанном функционировании его структурных компонентов – обучения и воспитания.

Педагогический процесс основывается на организации совместной учебно-воспитательной деятельности, сотрудничестве педагогов и учащихся, а также педагогов с семьями воспитанников. Это обеспечивает более обширное и глубокое личностное развитие учащихся.

В процессе педагогической деятельности происходит реализация целей и задач образования, посредством построения единого, целостного, эффективного, технологически обоснованного педагогического процесса.

В процессе реализации педагогического процесса происходит организация учебно-воспитательных отношений, посредством рационального подхода к выбору сторонних факторов, оказывающих воздействие на педагогическую деятельность и определяющих условия развития педагогического процесса.

Обеспечение качества и эффективности педагогического процесса возможно только в единстве организации процесса обучения и воспитания. Обучение должно носит воспитывающий характер, поскольку процесс обучения, исключающий опору на нравственное развитие личности есть не что иное, как средство достижения, без поставленной цели. В то же время, развитие нравственных качеств личности не принесет должных результатов, если будет проходить вне процесса обучения.

Стоит отметить, что и обучение, и воспитание имеют свою специфику. Они являются самостоятельными процессами, каждый из которых имеет свое целевое назначение, функции и направления деятельности. При этом, только их единство, тесное сотрудничество обеспечивает целостность педагогического процесса. Воспитание невозможно осуществлять без передачи определенной системы знаний воспитанников, а сам процесс обучения имеет воспитывающую функцию, поскольку знания помогают развитию духовно-нравственных качеств личности.

«Понятие целостного педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эффективность педагогического процесса обеспечивается его целостностью и функциональной ролью. Процесс целостного взаимодействия обучения и воспитания ориентирован на выполнение следующих функций:

  1. Образовательная функция – передача знаний, умений и навыков в различных направлениях деятельности, исторического опыта, культурного наследия, репродуктивного и продуктивного творчества. В процессе образования происходит передача общих знаний и навыков, охватывающих различные сферы жизнедеятельности: навыки саморазвития, самообучения, коммуникативных способностей, речевых умений, способность делать выбор, нести ответственность и планировать свою деятельность, а также специальных знаний из отдельных учебных дисциплин, научных направлений, сфер деятельности.
  2. Воспитательная функция – становление и развитие основных нравственных, духовных, этических и эстетических качеств личности, формирование моральных принципов поведения, развитие ценностных ориентаций и мировоззрения. Воспитание охватывает развитие навыков и осознание правил поведения в трудовой, интеллектуальной, физической, экологической, этической, эстетической, экономической, гражданской и правовой областях деятельности.
  3. Развивающая функция – процесс обучения и воспитания нацелен на развитие личности учащегося. Развитие личности происходит в процессе реализации целостного педагогического процесса, а именно личностно-направленного учебно-воспитательного процесса. Развитие личности связано с ее качественным преобразованием, обновлением и совершенствованием ее свойств, психических процессов. В процессе организации рационального педагогического процесса осуществляется развитие личности учащегося в разнородных направлениях: развивается мыслительная деятельность, формируется речь, сенсорные и двигательные способности, эмоциональное и чувственное восприятие, потребностно-мотивационная сфера. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальной области личности и ее потребностно-мотивационной направленности деятельности. В этой связи разрабатываются мероприятия, ориентированные на развитие навыков анализа и синтеза, сравнения, постановке целей и выбора путей их достижения, внутренней мотивации, высших потребностей, познавательной активности, социальных устремлений.

Основные элементы целостного педагогического процесса

Замечание 2

Целостный педагогический процесс состоит из целей, задач, содержания, форм, действий педагога, ориентированных на организацию учебно-воспитательной работы, а также методов и средств обучения и воспитания.

Практическое объединение и реализация этих направлений осуществляется посредством выделения следующих организационных элементов педагогическом процессе:

  1. Содержательно-целевой элемент – взаимосвязь и взаимодействие всех целей воспитания с содержанием учебно-воспитательного процесса, в ходе которого происходит достижение, поставленных целей.
  2. Организационно-деятельностный элемент – основан на создании оптимальной педагогической среды, в которой происходит развитие и обучение учащегося. В данном случае, педагог осуществляет регулирование и контроль за процессом обучения и воспитания и обеспечивает взаимодействие между педагогическим составом и учащимися, в процессе которого происходит достижение основных целей образования на основе педагогических принципов и с использованием различных методов и приемов организации учебно-воспитательной работы.
  3. Эмоционально-мотивационный элемент – целостный педагогический процесс реализуется в условиях эмоционального взаимодействия между учащимися и педагогами, формирование мотивов их деятельности. если сформировать мотивы деятельности учащихся и педагогов в едином направлении, развить личностные и социально значимые мотивы, то повышается результативность и качество педагогического процесса.
  4. Контрольно-оценочный элемент – организация контрольных мероприятий педагогами по проверке прохождения учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся. Педагоги осуществляют мониторинг проведенной воспитательной и обучающей работы, определяет степень развития воспитанников, строит планы последующей деятельности и формирует прогнозы их реализации.
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot