Целостный педагогический процесс и его функциональное значение
Основной характеристикой педагогического процесса является его целостность. Она проявляется в единстве и взаимосвязанном функционировании его структурных компонентов – обучения и воспитания.
Педагогический процесс основывается на организации совместной учебно-воспитательной деятельности, сотрудничестве педагогов и учащихся, а также педагогов с семьями воспитанников. Это обеспечивает более обширное и глубокое личностное развитие учащихся.
В процессе педагогической деятельности происходит реализация целей и задач образования, посредством построения единого, целостного, эффективного, технологически обоснованного педагогического процесса.
В процессе реализации педагогического процесса происходит организация учебно-воспитательных отношений, посредством рационального подхода к выбору сторонних факторов, оказывающих воздействие на педагогическую деятельность и определяющих условия развития педагогического процесса.
Обеспечение качества и эффективности педагогического процесса возможно только в единстве организации процесса обучения и воспитания. Обучение должно носит воспитывающий характер, поскольку процесс обучения, исключающий опору на нравственное развитие личности есть не что иное, как средство достижения, без поставленной цели. В то же время, развитие нравственных качеств личности не принесет должных результатов, если будет проходить вне процесса обучения.
Стоит отметить, что и обучение, и воспитание имеют свою специфику. Они являются самостоятельными процессами, каждый из которых имеет свое целевое назначение, функции и направления деятельности. При этом, только их единство, тесное сотрудничество обеспечивает целостность педагогического процесса. Воспитание невозможно осуществлять без передачи определенной системы знаний воспитанников, а сам процесс обучения имеет воспитывающую функцию, поскольку знания помогают развитию духовно-нравственных качеств личности.
Эффективность педагогического процесса обеспечивается его целостностью и функциональной ролью. Процесс целостного взаимодействия обучения и воспитания ориентирован на выполнение следующих функций:
- Образовательная функция – передача знаний, умений и навыков в различных направлениях деятельности, исторического опыта, культурного наследия, репродуктивного и продуктивного творчества. В процессе образования происходит передача общих знаний и навыков, охватывающих различные сферы жизнедеятельности: навыки саморазвития, самообучения, коммуникативных способностей, речевых умений, способность делать выбор, нести ответственность и планировать свою деятельность, а также специальных знаний из отдельных учебных дисциплин, научных направлений, сфер деятельности.
- Воспитательная функция – становление и развитие основных нравственных, духовных, этических и эстетических качеств личности, формирование моральных принципов поведения, развитие ценностных ориентаций и мировоззрения. Воспитание охватывает развитие навыков и осознание правил поведения в трудовой, интеллектуальной, физической, экологической, этической, эстетической, экономической, гражданской и правовой областях деятельности.
- Развивающая функция – процесс обучения и воспитания нацелен на развитие личности учащегося. Развитие личности происходит в процессе реализации целостного педагогического процесса, а именно личностно-направленного учебно-воспитательного процесса. Развитие личности связано с ее качественным преобразованием, обновлением и совершенствованием ее свойств, психических процессов. В процессе организации рационального педагогического процесса осуществляется развитие личности учащегося в разнородных направлениях: развивается мыслительная деятельность, формируется речь, сенсорные и двигательные способности, эмоциональное и чувственное восприятие, потребностно-мотивационная сфера. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальной области личности и ее потребностно-мотивационной направленности деятельности. В этой связи разрабатываются мероприятия, ориентированные на развитие навыков анализа и синтеза, сравнения, постановке целей и выбора путей их достижения, внутренней мотивации, высших потребностей, познавательной активности, социальных устремлений.
Основные элементы целостного педагогического процесса
Целостный педагогический процесс состоит из целей, задач, содержания, форм, действий педагога, ориентированных на организацию учебно-воспитательной работы, а также методов и средств обучения и воспитания.
Практическое объединение и реализация этих направлений осуществляется посредством выделения следующих организационных элементов педагогическом процессе:
- Содержательно-целевой элемент – взаимосвязь и взаимодействие всех целей воспитания с содержанием учебно-воспитательного процесса, в ходе которого происходит достижение, поставленных целей.
- Организационно-деятельностный элемент – основан на создании оптимальной педагогической среды, в которой происходит развитие и обучение учащегося. В данном случае, педагог осуществляет регулирование и контроль за процессом обучения и воспитания и обеспечивает взаимодействие между педагогическим составом и учащимися, в процессе которого происходит достижение основных целей образования на основе педагогических принципов и с использованием различных методов и приемов организации учебно-воспитательной работы.
- Эмоционально-мотивационный элемент – целостный педагогический процесс реализуется в условиях эмоционального взаимодействия между учащимися и педагогами, формирование мотивов их деятельности. если сформировать мотивы деятельности учащихся и педагогов в едином направлении, развить личностные и социально значимые мотивы, то повышается результативность и качество педагогического процесса.
- Контрольно-оценочный элемент – организация контрольных мероприятий педагогами по проверке прохождения учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся. Педагоги осуществляют мониторинг проведенной воспитательной и обучающей работы, определяет степень развития воспитанников, строит планы последующей деятельности и формирует прогнозы их реализации.