Индивидуальное и фронтальное педагогическое общение
Педагогическое взаимодействие осуществляется в двух основных видах:
- диадическое, или индивидуальное общение – общение «лицом к лицу», непосредственное взаимодействие педагога и учащегося;
- фронтальное общение педагога с группой детей или с целым классом в подсистеме «педагог – учащийся – учащийся».
В каждой подсистеме межличностное взаимодействие требует от преподавателя применения разных средств общения, опоры на различные внутриличностные ресурсы.
При обучении будущего педагога важно формировать у него универсальную культуру педагогического общения. Большое значение имеет личностно-предметная опосредованность педагогического взаимодействия.
Педагог может взаимодействовать с учащимся непосредственно (путем субъектсубъектного взаимодействия), через учебный предмет (субъект – объект – субъектное взаимодействие).
Классификация видов педагогического общения по О. В. Кирилловой
О. В. Кириллова предлагает наиболее полную классификацию педагогического общения:
- По содержанию: когнитивное, материальное, деятельностное (инструментальное), мотивационное. Когнитивное общение обусловлено обменом продуктами интеллектуальной деятельности, приобретенными знаниями и умениями; материальное общение взаимосвязано с педагогической деятельностью и обменом ее продуктами; инструментальное общение определяет организацию деятельности; мотивационное общение должно стимулировать у обучающихся позитивные мотивы деятельности, процесса обучения, совершенствовать познавательную активность.
- По типам взаимных контактов: прямое общение обусловлено личными контактами, непосредственным восприятием собеседника, при котором они прямо отвечают на эмоции, чувства, действия друг друга; косвенное общение реализуется через посредников (ими могут быть окружающие люди); при открытом общении собеседники выражают свои точки зрения, учитывают позиции других; при закрытом общении мнения открыто не высказываются; полузакрытое общение осуществляется в одностороннем порядке, предоставлении сведений одной стороной; при тактильно-чувственном взаимодействии общение осуществляется при помощи прикосновений и тактильных контактов.
- По характеру поведения собеседников общение может носить информационный, примитивно-формальный, манипулятивный, конвенционально деловой, интимно-личностный и эмоционально-чувственный характер.
- По субъектно-объектной ориентации: групповое предметно-ориентированное, духовно-ориентированное, личностно-ориентированное, формально-ролевое, социально-ориентированное, ориентированное на дело.
- По средствам общения: эмоционально-чувственное, вербальное, невербальное, деятельностно-инструментальное.
- По целеполаганию: контактное общение обуславливает возникновение взаимного сотрудничества; координационное общение предопределяет согласование и ориентирование действий в педагогической деятельности, а также дальнейшие изменения с использованием корректирующего общения; информационно-побудительное общение обуславливает обмен замыслами, сведениями, решениями, стимулирует активность партнеров в совместной деятельности по общению, в принятии решений.
- По характеру действий партнеров выделяют общение, направленное на сотрудничество и взаимодействие, на взаимное понимание, на контроль.
Виды общения как типичные характеристики процесса педагогического взаимодействия
Некоторые исследователи для классификации разных видов педагогического общения взяли основанием типичные характеристики процесса взаимоотношений педагога и учащихся. Любая педагогическая деятельность направлена на разрешение различных педагогических задач и реализуется на определенном этапе развития школьного коллектива.
Все многообразие оснований для классификации видов общения является программой изучения взаимодействий между педагогом и учащимся:
- От количества общающихся: межличностное общение (между двумя собеседниками), личностно-групповое (между группой и одним человеком), межгрупповое (между разными группами людей), массовое общение – многочисленные непродолжительные контакты между незнакомыми людьми (некоторые авторы отождествляют данный вид общения с массовой коммуникацией, когда информация адресуется не какому-то конкретному лицу, а большим социальным группам и реализуется через средства массовой информации).
- По содержанию: деловое общение (осуществляется в условиях традиционных официальных занятий), неделовое общение (в свободное от учебного процесса время). Деловое педагогическое общение подразделяется на желательное, необходимое, нейтральное, при котором межличностные контакты не мешают (но и не способствуют) решению педагогических задач, нежелательное общение (препятствующее достижению поставленной цели).
- По целям: биологическое (необходимое для поддержания жизнедеятельности организма); социальное (для укрепления и расширения межличностных контактов).
- По продолжительности: длительное и кратковременное.
- По применению знаковой системы: вербальное (словесное общение), невербальное (мимика, жесты, пантомимика).
- По направленности: внешнее (непосредственная передача информации собеседниками), внутреннее (общение с самим собой).
Вербальное общение осуществляется посредством речи и в педагогике является основополагающим видом общения. Вербальное общение предоставляет значительные коммуникативные возможности, однако не может полностью исключить невербальное общение.
Невербальное общение реализуется при помощи мимики, жестов, пантомимики, посредством прямых сенсорных контактов и телесных контактов (слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и иные образы и ощущения, поступающие от другого лица). Как правило, невербальные формы общения являются врожденными, они помогают взаимодействовать людям друг с другом, добиваться взаимопонимания на поведенческом и эмоциональном уровнях. Важнейшая составляющая невербального общения – умение слушать и слышать.