Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация видов педагогического общения

Понятие педагогического общения

Замечание 1

Педагогическое общение – это специфическая профессиональная форма общения, реализуемая между педагогом и иными участниками педагогического процесса.

Педагогическое общение имеет ряд особенностей, но при этом подчиняется общим психологическим закономерностям, характерным для формы взаимодействия между людьми. Основными компонентами педагогического общения являются интерактивный, коммуникативный и перцептивный компоненты.

Замечание 2

Содержание педагогического общения представлено совокупностью методов и средств, направленных на реализацию основных целей и задач процесса воспитания и обучения, а также отражающих их характер взаимодействия.

Основные трудности, возникающие в процессе организации педагогического общения, вызваны не столько недостатками методической и научной подготовки у педагогов, сколько их профессиональной деформацией.

Эффективность педагогического общения зависит от педагогического мастерства и коммуникативной культуры педагога, а также его личностных качеств.

Достижение положительного результата общения, зависит от соблюдения ряда условий:

  • умение правильно воспринимать и обобщать информацию;
  • коммуникативных навыков и умений педагога;
  • способности педагога проявлять эмпатию и осуществлять рефлексию;
  • уровня наблюдательности;
  • умение слушать и понимать ребенка, воздействовать на него посредством убеждения, эмоционального заражения, внушения;
  • умение при необходимости изменять стили и позиции общения;
  • умение преодолевать конфликты, «гасить» конфликтные ситуации в момент их зарождения.

Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность педагога в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

«Классификация видов педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные классификации видов педагогического общения

В настоящее время существует несколько классификаций видов педагогического общения. Чаще всего педагогическое общение подразделяют на виды, в зависимости от сочетания стилей общения:

  1. Дидактическое педагогическое общение – осуществляется посредством индивидуального взаимодействия ребенка и педагога («лицом к лицу»).
  2. Фронтальное педагогическое общение – осуществляется между педагогом и всеми детьми одновременно («учитель-ученик-ученик»).

Межличностное взаимодействие в каждом из данных видов педагогического общения требует от педагога опоры на различные внутриличностные ресурсы.

Выбор вида педагогического общения, зависит от личных предпочтений со стороны педагога. В том случае, если педагог предпочитает использовать фронтальное общение, то в процессе его подготовки и последующему самосовершенствованию необходимо развивать универсальную педагогическую культуру общения. Если педагог предпочитает использовать индивидуальный вид общения и взаимодействует с ребенком непосредственно, то ему необходимо развивать личностно-предметную опосредованность педагогического взаимодействия.

Кроме представленной классификации, используется еще одна, более полная, разработанная и представленная О.В. Кирилловой, в которой виды педагогического общения классифицируются по определенным характеристикам:

  1. По содержанию выделяют:

    • материальное общение – связано с различными видами деятельности педагога и детей, а также обменом ее продуктами;
    • когнитивное общение – направлено на обмен между участниками общения интеллектуальными продуктами деятельности, в том числе полученными знаниями, умениями и навыками;
    • мотивационное общение – основная цель данного вида общения – это стимулирование положительных мотивов деятельности детей, а в первую очередь мотив на обучение и развитие познавательной активности;
    • инструментальное общение – призвано обслуживать организацию реализуемой деятельности детей и педагога (как индивидуальной, так и коллективной).
  2. По типам взаимных контактов выделяют следующие виды педагогического общения:

    • прямое общение – в его основе лежат личные контакты и непосредственное восприятие участниками общения друг друга, выражаемых эмоций, чувств и действий;
    • косвенное общение – реализуется с использованием посредников, к роли которых могут выступать окружающие люди;
    • открытое общение – предусматривает полное выражение партнерами собственной точки зрения каждым участником, учет позиции собеседника;
    • закрытое общение – участники общение не высказывают своего мнения открыто;
    • полузакрытое общение – направлено на одностороннее расспрашивание сведений;
    • тактильно-чувственное общение – в основе данного общения лежит взаимодействие между сторонами посредством прикосновений и тактильных контактов.
  3. По характеру поведения партнеров различают:

    • примитивно-формальное общение – характеризуется формальными вопросами, отсутствием заинтересованности в осуществлении общения обеими ее сторонами;
    • информационное общение – направлено на непосредственную передачу информации от одного участника общения к другому;
    • деловое общение – реализуется в рамках педагогической профессии, исключительно на рабочие темы;
    • интимно-личностное общение – осуществляется между педагогом на личные для ребенка темы, например, с целью установления причин проблем в развитии и т.д.
  4. По субъектно-объектной ориентации:

    • духовно-ориентированное,
    • групповое предметно-ориентированное,
    • личностно-ориентированное,
    • социально-ориентированное,
    • формально-ролевое,
    • ориентированное на дело.
  5. По средствам общения:

    • вербальное,
    • невербальное,
    • эмоционально-чувственное,
    • деятельностно-инструментальное.
  6. По целеполаганию:

    • контактное общение - нацелено на установление взаимного сотрудничества;
    • информационно-побудительное - способствует обмену сведениями, замыслами, решениями
  7. По характеру действий партнеров – общение, ориентированное на контроль, взаимное понимание, взаимодействие и сотрудничество.

Замечание 3

Предлагаемое многообразие видов педагогического общения, необходимо для достижения целей обучения и воспитания. Вид общения выбирается педагогом в зависимости от своеобразия учебной программы, особенностей детского коллектива и установленным между педагогом и детьми контактом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot