Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Уровни педагогического общения

Традиционная классификация уровней педагогического общения

Замечание 1

Уровни общения – это определенные поведенческие проявления, которые позволяют судить о характере и особенностях взаимодействия собеседников.

Уровень общения тесно взаимосвязан с действиями педагога, соответствующими частичным (парциальным) оценкам. Все воздействия можно подразделить на: позитивные, при которых наблюдаются поощрение самостоятельности, одобрение, похвалу, совет, просьбу, юмор и предложение; негативные, включающие насмешки, замечания, иронию, угрозу, упрек, придирки и оскорбления.

Традиционно выделяют следующие уровни общения:

  • Высокий уровень. Характеризуется взаимопониманием, теплым взаимоотношением, доверительными отношениями и т.д.
  • Средний уровень. Характерны сдержанные отношения, без особого проявления тепла или каких-либо негативных проявлений.
  • Низкий уровень. Характеризуется непониманием, отчужденностью, холодностью, неприязнью, отсутствием взаимопомощи.

Модели педагогического общения

Различные уровни педагогического взаимодействия формируют разные модели поведения педагога в общении с воспитанниками.

Основные модели общения:

  1. Диктаторская модель (модель «Монблан»). Педагог несколько отстранен от обучающихся, он находится как бы «над ними». Учащиеся выполняют роль единой безликой массы. Личностное взаимодействие отсутствуют. Все педагогические функции сводятся к информационному сообщению. Отсутствие психологического контакта приводит к пассивности и безынициативности студентов.
  2. Неконтактная модель (модель «Китайская стена»). По психологическому содержанию модель напоминает диктаторскую модель. Между педагогом и обучающимися возникает слабая обратная связь. Модель характеризуется отсутствием с любой стороны желания к сотрудничеству, носит информационный характер. Преподаватель подчеркивает свой статус, наблюдается снисходительное отношение к обучаемым. Между педагогом и обучающимися существует слабое взаимодействие.
  3. Модель дифференцированного внимания (модель «Локатор»). Общение основано на избирательных отношениях с обучающимися. Педагог настроен на работу только с частью аудитории, с «избранными» (это могут быть как талантливые, одаренные учащиеся, так и слабые ученики).
  4. Гипорефлексная модель (модель «Тетерев»). Педагог в общении замыкается на себе, практически не реагирует на слушателей, его речь в основном состоит из монолога. Между педагогом и обучающимися практически отсутствует контакт, вокруг педагога постепенно формируется психологический вакуум.
  5. Гиперрефлексная модель (модель «Гамлет»). Педагога заботит в основном то, как он воспринимается обучающими. Содержательная сторона взаимодействия практически не учитывается. Педагог возводит в абсолют межличностные отношения, которые приобретают для него доминирующее значение. У педагога формируется социально-психологическая чувствительность преподавателя.
«Уровни педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уровни педагогического общения

В педагогической, психологической литературе часто используется следующая классификация уровней педагогического общения:

  • Примитивный уровень. Во время общения идет «борьба», кто сильнее по общению. Тактика общения с собеседником выбирается также выбирается примитивная.
  • Манипулятивный уровень. Один из собеседников прибегает к разного рода уловкам и ухищрениям с целью выгадать для себя выгоду. Благодаря манипуляциям один из партнеров по общению вынуждает другого совершать выгодные для себя действия. Манипуляция представляет собой тонкую игру. Существуют разные типы манипулятивных систем: пассивный, активный, безразличный и соревнующийся манипулятор.
  • Стандартизированный уровень, или «контакт масок». Один из собеседников пытается скрыть свое состояние, все время одевает воображаемую «маску». Маски могут быть самые разнообразные. «Маска шута» позволяет ограничить общение с нежелательными собеседниками (учащиеся в такой маске игнорируют педагога, его замечания, отделывается шутками, несерьезными репликами и др.). «Маска тигра» позволяет держать партнера на расстоянии и демонстрировать агрессивность. «Маска зайца» помогает избежать насмешек и гнева со стороны более сильного партнера. Существуют «маска угодливости», «маска послушания», «маска робости». Данный уровень предусматривает ограничения, которые накладываются на участие личности в диалоге, так как вместо себя предлагается общение с маской. Истинного и искреннего общения на этом уровне достичь невозможно.
  • Конвенциональный уровень. Собеседники могут достичь определенного соглашения, заключается своеобразная конвенция о правилах общения. Конвенциальное общение подразумевает поведение по образцу «это не мое дело», «меня это не касается».
  • Игровой уровень. Собеседник старается быть интересным, хочет произвести наилучшее впечатление, понравиться. На этот уровень выходят с теми людьми, общение с которыми доставляют наиболее приятные чувства. Общение строится на определенной симпатии и неравнодушии к партнеру, желании продолжать общение, которое доставляет удовольствие всем участвующим в общении. Если есть «уколы», то они носят мирный характер и прощаются друг другу.
  • Деловой уровень. При общении основное внимание уделяется компетентности, умственной и деловой активности, способности совместно решать вопросы. Внешним атрибутам внимания уделяется мало. Из такого общения люди выносят зримые плоды совместной деятельности в виде духовных и материальных ценностей, стойкие чувства привязанности, взаимного доверия и теплоты (возможны проявления антипатии и неприязни друг к другу).
  • Духовный уровень. Общение характеризуется видеть и говорить с партнером, некой устремленностью собеседников друг к другу, желанием делиться своими сокровенными мыслями, задавать вопросы, делать что-то важное.
  • Многоуровневый характер общения. Общение осуществляется одновременно на нескольких уровнях.

Для удачного педагогического общения педагог должен уметь распознавать уровни общения, находить наиболее адекватный способ поведения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot