Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические барьеры в педагогическом общении

Определение 1

Психологические барьеры в общении – это внутренние проблемы индивида, которые мешают ему устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, препятствуют адекватному восприятию и передаче информации в процессе коммуникации.

Сущность и этапы педагогического общения

В ходе педагогического общения взаимодействуют субъекты педагогического процесса. Эта коммуникация осуществляется с помощью знаковых средств и направлена на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностных (смысловых) установок партнеров. Общение представляет собой неотъемлемую составляющую педагогической деятельности. Без него невозможно достичь целей обучения и воспитания.

Педагогическое общение состоит из следующих этапов:

Статья: Психологические барьеры в педагогическом общении
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • Формирование контакта с обучающимся лицом как состояние готовности к приему и передаче информации;
  • Процесс обмена информацией между педагогами и учащимися;
  • Стимуляция активности воспитанников в области выполнения соответствующих действий, изменение их состояния, поведения и замыслов;
  • Разработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания (смысловое, эмоциональное взаимопонимание);
  • Пробуждение в обучающемся лице нужных эмоциональных переживаний.

Оптимальное и полноценное педагогическое общение концентрируется на формировании благоприятного социально-психологического климата. Оно помогает психологически оптимизировать учебную деятельность и отношения между педагогом и учениками, а также отношения внутри детского коллектива.

Психологические барьеры в общении рассматриваются в рамках проблемы эффективности общения. Эта тема в последнее время приобретает большое значение. Свои исследования ей посвятили многие известные психологи, включая А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. А. Леонтьева и др.

«Психологические барьеры в педагогическом общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С одной стороны, эффективность педагогического общения зависит от ситуации общения. Сложно быстро решить проблему роста уровня межличностных отношений в реальном коллективе, если не знать его ценностные ориентации как в целом, так и на уровне отдельных представителей. С другой стороны, продуктивность педагогической коммуникации часто зависит от психологических факторов. Они включают индивидуальность участников, стиль общения, особенности характера и темперамента, возраст, типы установок, способности и интересы.

Сущность и виды психологических барьеров в педагогическом общении

В процессе обучения в образовательных учреждениях различного типа обучающиеся часто находятся в условиях высокой эмоциональной, физической и умственной нагрузки. В этом случае актуальной становится задача не только передать информацию, но и достичь ее адекватного понимания обучающимися. Барьеры в общении приводят, как правило, к изменению состояния и замыслов, неконструктивным формам поведения.

Часто в педагогической практике можно наблюдать, что воспитанники или ученики недостаточно адекватно понимают информацию. Они могут не видеть неправильности собственного поведения, отстаивать свою неверную точку зрения. В этой ситуации теряется обратная связь, возникает конфликт с эмоциональными проявлениями у воспитанника. Это сводит к минимуму необходимое воспитательное воздействие.

Психологические барьеры педагогического общения являются результатом неэффективного взаимодействия участников педагогического процесса. Их основная причина состоит в появлении препятствий психологического характера (общепсихологического и социального характера).

Если взять за основу методику диагностики эффективности педагогической коммуникации, то она показала, что примерно 60 % педагогов имеют средний уровень коммуникативной деятельности. Они проявляют в общении отсутствие гибкости реагирования, показывая недостаточную открытость и заинтересованность в обратной связи.

Исследования позволили определить несколько затруднений (барьеров), которые возникают в процессе педагогического общения:

  • Низкий уровень педагогического такта;
  • Проявление раздражительности и излишней эмоциональности;
  • Неумение видеть, замечать и отмечать важные, но не всегда заметные признаки поведения учащегося;
  • Безразличие к мнению учащихся, низкая заинтересованность, подавление инициативы и др.

Такой барьер, как низкая степень педагогического такта выражен через недостаточное умение определить оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (особенно конфликтных). Педагог не моет решить ситуацию без унижения достоинства обучающегося и без вызова у него сопротивления воспитанию. Это предполагает со стороны педагога постоянного контроля собственного поведения и умения предвидеть вероятные последствия собственных воспитательных воздействий.

Если объединить в группы основные трудности и барьеры, которые возникают в общении с обучающимися, то получается определенная иерархия затруднений. На первом уровне находятся трудности своевременного выявления. Они присущи для малозаметных, но существенных внешних признаков поведения. В этой ситуации происходит правильное восприятие психических состояний, что помогает прогнозировать неадекватные поведенческие реакции.

На втором уровне находятся барьеры выстраивания взаимоотношений и перестройки их в соответствии с воспитательными задачами.

Следующий уровень представлен сложностями в управлении собственным психическим состоянием в общении.

Результаты исследований показали, что эффективность педагогического воздействия в большинстве ситуаций зависит от умения преодолевать затруднения в общении. Педагог здесь должен соблюдать определенные правила общения. Результативность воспитательного воздействия предопределяется реализацией соответствующих профессиональных умений педагога (например, умение объяснить поставленную задачу, умение заинтересовать и отмечать успехи воспитанников и др.).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot