Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

Определение 1

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие воспитателей и педагогов, направленное на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это специально организованное в рамках определенного дошкольного образовательного учреждения и развивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленных воспитательно-образовательных целей.

Сущность педагогического процесса в ДОУ заключается в том, что он нацелен на развитие целостной природы ребенка дошкольного возраста, его своеобразия и уникальности.

Формы организации педагогического процесса в ДОУ: воспитание, обучение, развитие, образование.

Педагогический процесс ДОУ, как система, характеризуется целостностью, структурностью, множественностью и открытостью.

Одной из основных единиц, составляющих педагогический процесс, является компетентность.

Определение 2

Компетентность – это способность решать разнообразные профессиональные задачи.

Педагогический процесс в ДОУ включает в себя следующие группы компетентностей, которыми должен обладать воспитатель:

  1. Ключевые компетентности:

    • социальная – представляет собой умение устанавливать контакт с различными группами социума;
    • поликультурная – способность взаимодействовать с иными культурами и этносами;
    • информационная – умение самостоятельно осваивать новые способы поиска и получения необходимой информации;
    • предметно-деятельностная – умение решать разнообразные задачи, включенные в рамках отдельных учебных предметов.
  2. Базовые компетентности – способность педагога, решать типовые задачи для конкретной профессиональной деятельности:

    • умение понимать и принимать ребенка таким, какой он есть;
    • самостоятельно проектировать и реализовывать педагогический процесс;
    • устанавливать взаимосвязь со всеми субъектами педагогического процесса;
    • организация среды, позволяющей эффективно решать воспитательно-образовательные задачи;
    • систематическое самосовершенствование, самообразование, повышение профессиональной компетенции и педагогической культуры.
  3. Специальные компетентности – это способность педагога решать конкретные профессиональные задачи.

«Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристики педагогического процесса в ДОУ

Ведущими характеристиками педагогического процесса в ДОУ являются следующие его свойства:

  1. Целенаправленность педагогического процесса – процесс. направленный на достижение конкретных педагогических целей. При этом в каждом отдельном случае своя определенная цель.

    Характер педагогической цели зависит от современных тенденций развития педагогической теории и практики дошкольного образования, а также от тенденций развития психологии и педагогики дошкольного возраста. Кроме того, большое значение имеет особая уникальность ДОУ, как пространства, в рамках которого ребенок не просто воспитывается и обучается, но и получает первый опыт взаимодействия со сверстниками, приобщения к человеческой культуре и отношениям.

  2. Целостность педагогического процесса – это внутреннее единство и отсутствие противоречия между всеми его компонентами, характеризующее высший уровень его организации.

    В настоящее время именно целостность является одной из проблем педагогического процесса, так как в отличие от системы школьного образования, в ДОУ нет строго установленных границ форм организации обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. В связи с чем, в рамках ДОУ целостность педагогического процесса понимается как целостность ряда процессов, таких как индивидуализация и социализация ребенка, развитие и сохранение его природы.

    Основные компоненты целостности педагогического процесса ДОУ:

    обеспечение единства и целостности сопровождения воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, опора на совокупность знаний о его психике, физиологии, соматики и т.д.;
    • обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач;
    • согласованная деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
    • обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста;
    • обеспечение целостности взаимодействия ребенка с миром взрослых;
    • организация целостного образовательного пространства, обеспечивающего детям дошкольного возраста возможность выбора деятельность и реализации собственных интересов и склонностей.
  3. Наличие связей между всеми участниками педагогического процесса – это связи, основанные на взаимодействии воспитателя и воспитанников, в форме непосредственного или опосредованного, внутреннего или внешнего отношения.

    Взаимодействие между воспитателем и воспитанниками в рамках педагогического процесса, может быть организовано в виде:

    • бездействие - наблюдается у воспитателей формального или либерального типа взаимодействия, характеризуется тем, что педагог выполняет свои обязанности номинально, в основном его деятельность носит обобщенный характер и рассчитана на «среднего» ребенка;
    • воздействие – наиболее характерно при авторитарном подходе, выражается в том, что воспитатель стремится сформировать личность ребенка дошкольного возраста в соответствии с собственной установленной идеальной моделью человека;
    • содействие – свойственно личностно ориентированному подходу и подразумевает максимально возможный учет субъектных позиций всех участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей. Данный тип наиболее сложен в реализации на практике, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.
Дата последнего обновления статьи: 14.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot