Коррекционно-развивающее обучение(КРО) – это построение учебно-воспитательного процесса, ориентированного на исправление различных дефектов развития детей и создание условий для полноценного развития ребенка с различными отклонениями.
Такое обучение, специфично, прежде всего тем, что оно охватывает учащихся с разными дефектами развития. Оно помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка с отклонениями, посредством применения механизма компенсации. В этой связи КРО характеризуется специфичными целями и задачами, содержанием и методами реализации.
Специфичность целей и задач КРО
Коррекционное обучение, как и обычное, ориентировано на освоение учащимися содержания образовательной программы. Особенно здесь то, что образовательная программа необычная, а коррекционная. Она учитывает определенные отклонения в развитии и предлагает использование нестандартных методов обучения.
Коррекционное обучение нацелено на повышение уровня общего развития учащегося и ликвидацию пробелов в его знаниях и навыках, вызванных той или иной патологией развития. Специфичными задачами коррекционного обучения являются следующие:
- Развитие познавательной сферы учащихся;
- Активизация интеллектуальных процессов организма и рост уровня их развития;
- Формирование навыков нормальной учебной деятельности учащихся;
- Устранение дефектов развития разного рода, посредством использования методов эмоционально-личностного развития и социального становления;
- Социальная адаптация и развитие основ социального взаимодействия;
- Развитие навыков трудовой деятельности ребенка с отклонением в развитии.
У детей с отклонениями в развитии необходимо развить их эмоциональную сферу и познавательные процессы, чтобы создать условия для их нормального обучения. Достижение данных целей и задач требует включения в КРО большого количества дисциплин эстетической направленности – изобразительное искусство, музыка, ритмика. Они активизируют эмоциональную сферу ребенка и оказывают активное воздействие на психическую сферу личности.
Особенности организации коррекционного обучения
Построение коррекционного педагогического процесса имеет определенную специфику. Она обусловлена особенностями данного обучения в целом, спецификой его целевого назначения, задач и методов организации обучения и воспитания.
Педагогический процесс коррекционно-развивающего типа имеет ряд специфических черт. К ним относятся:
- Содержание образовательной программы содержит аспекты, ориентированные на восполнение пробелов в знаниях учащихся;
- Обучение реализуется посредством постепенного усложнения учебного материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию более сложной и объемной учебной информации на каждом этапе коррекционного обучения;
- Обеспечение в образовательном процессе оптимальных условий для раскрытия потенциала ребенка с наличием определенного дефекта развития;
- Коррекция всех сторон личности учащегося и устранение недостатков его развития, оказывающих отрицательное воздействие на восприятие и освоение учебной информации;
- Применение методов и технологий коррекционно-развивающего обучения;
- Опора на социальное развитие ребенка и функционирование его психических процессов при разработке индивидуального коррекционного маршрута обучения;
- Обучение учащихся в малых коллективах. Классы коррекционного обучения включают по 10-12 детей.
Коррекционно-развивающее обучение выстраивается на основании проведения предварительной диагностики развития ребенка, которая помогает определить оптимальные направления его развития и методы коррекции, имеющегося дефекта, а также, создать условия для полноценного развития личности ребенка с отклонением в развитии.
Система работы в классах КРО
Система обучения в классах коррекционного типа имеется свои отличительные черты. Они заключаются в следующем:
- Длительность урока составляет 20 минут.
- Работа на уроке реализуется в малых группах – по три-четыре человека или носит индивидуальный характер. Работа с классом целиком, несмотря на небольшое количество его учащихся, никогда не осуществляется.
- Используются задания умеренной трудности. Они не должны вызывать перенапряжение ребенка и приводить к усталости.
- Применение специальной системы оценок учащихся. Детям не ставят отметки в виде баллов за успехи в обучении. Применяется система поощрений, в виде звезд, наклеек, фишек. Они даются за каждое успешно выполненное задание.
- Построение урока в игровой форме. В силу задержки развития детей актуально использование игровых методов обучения. Они мотивируют к познанию.
- Медленный темп обучения с постоянными повторами изученного материала.
- Опора на те анализаторы учащихся, которые сохранены и нормально функционируют.
- Разделение урока на части и операции малого объема и длительности.
- Представление материала в наглядной форме.
- Связь содержания урока и изучаемого материала с практической жизнедеятельностью учащихся.
- Активизация речевой работы учащегося на уроках. Развитию речи уделяется особое внимание на уроках КРО. Необходимо расширять словарный запас учащегося и формировать основы связной речи.
Система коррекционно-развивающего обучения не предполагает достижения каких-то конкретных результатов по его реализации. Она, только, позволяет создать условия для личностного роста ребенка и его развития. Коррекционный педагогический процесс позволяет расширить адаптивные возможности ребенка, способствует его социальному развитию и активности в разных сферах и направлениях деятельности.
На уроках КРО требуется построение специфического взаимодействия между педагогом и учащимися. Независимо от степени отклонений в развитии, ребенок признается полноценным субъектом образовательного процесса. Взаимодействие выстраивается в форме диалога.
Кроме того, коррекционно-развивающее обучение является творческим процессом. Оно требует применения педагогом нестандартных форм и методов обучения. Личностный рост учащегося обусловлен творческим подходом педагога к его развитию.