Основные направления педагогической работы с детьми с задержкой развития
Задержка развития – это разновидность отклонений в функционировании психических процессов ребенка, проявляющаяся в нарушении процессов памяти, речи, мышления и восприятия.
Причинами задержки развития могут быть внутриутробные патологии, инфекционные и иные заболевания, перенесенные в грудном и раннем возрасте, поражения центральной нервной системы.
Задержка в развитии проявляется, прежде всего, в незрелости эмоционально-волевой сферы ребенка. Она может иметь разные степени проявления и психологические особенности развития ребенка. Это приводит к невозможности применения к таким детям стандартных подходов педагогического воздействия при обучении и воспитании. Исходя из этого, выделяют несколько основных направлений педагогической коррекционной работы:
- Ориентация на развитие физических процессов в организме ребенка и его психологических функций до уровня, обеспечивающего возможность и способность ребенка к восприятию учебной программы, готовности к обучению. Используются методики логопедической терапии, ориентированные на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха и мелкой моторики. Педагогическая коррекция делает упор на развитие визуального восприятия ребенка, его моторных функций и двигательных навыков, пространственной координации и ориентации.
- Развитие кругозора ребенка. Развитие у детей с задержкой в развитии полноценных понятий и представлений об устройстве мира и законах его функционирования, объектах населяющих природную среду и социум. Это позволяет развить полноценное восприятие ребенком программы обучения.
- Социализация ребенка. Формирование нравственных основ поведения в обществе, ознакомление ребенка с эстетическими нормами поведения, культурой и моральными принципами по специальным методикам коррекционного развития ребенка. Детей знакомят с социальными ролями в зависимости от их половой принадлежности, правами и обязанностями в обществе, основами построения социального взаимодействия, разнообразными коммуникативным навыками.
- Развитие мотивации к обучению – у ребенка формируется стремление к познанию себя, окружающего мира и его объектов, законов функционирования природы и общества.
- Развитие личностных элементов познавательного процесса. Сюда входит развитие познавательной активности, инициативности, самостоятельности, преодоление трудностей в усвоении учебного материала, возникающих у детей с задержкой развития.
- Развитие умений интеллектуального характера, отвечающих возрастному этапу развития ребенка. Сюда входит развитие логики, анализа и синтеза, обобщения, сравнения, классификации и т.д.
- Формирование разнородных умений и навыков, применимых в разных видах и направлениях деятельности. У детей развиваются навыки планирования и прогнозирования, оценки своей работы, умения следовать правилам выполнения задания, ориентироваться в методических пособиях, действовать по инструкции.
- Индивидуальная коррекция. Сюда входит работа с отдельными учащимися, коррекция их специфических затруднений в обучении и развитии.
- Укрепление соматического и психоневрологического здоровья детей. Для детей с задержкой в развитии должна быть создана специальная атмосфера комфорта, исключены перегрузки и перенапряжении, предусмотрена дополнительная медикаментозная и лечебная терапия.
- Постоянное привлечение дополнительных специалистов для контроля за развитием ребенка: психологов, дефектологов, логопедов и др.
- Создание условий для нормального социального развития ребенка, активизации его познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков, социального взаимодействия.
- Создание системы методического, технического и ресурсного оснащения учебного учреждения для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии по программам образования, предусмотренным федеральными стандартами.
Рисунок 1. Формула успеха работы с детьми, имеющими задержку в развитии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими задержку в развитии
Характер педагогической работы и специфика ее организации при построении педагогического процесса с детьми, имеющими задержку в развитии, строится на основе общепедагогических принципов. Они дополняются спецификой развития психических процессов и интеллектуальных функций, особенностей восприятия, функционирования мышления, памяти и речи детей, имеющих задержку в развитии. Принципы построения педагогической деятельности позволяют педагогам оптимально выстраивать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учебном заведении, учитывая наличие учащихся с задержкой в развитии. К таким принципам относятся:
- Принцип ориентации педагогического процесса на всесторонне и гармоничное развитие личности ребенка. Он предполагает обеспечить нормальное, полноценное личностное развитие ребенка и устранить дефекты в его развитии, скорректировать имеющиеся нарушения;
- Принцип взаимосвязи учебного процесса с жизнью и здоровьем ребенка. Он позволяет отбирать учебный материал, выбирать методы и приемы обучения, которые учитывают состояние здоровья учащегося и не приводят к его ухудшению;
- Принцип доступности обучения. Он предполагает выбор таким учебных программ, которые отвечают научным направления развития образования и доступны для усвоения учащихся с задержкой в развитии. Этот принцип базируется на идее «ближайшего развития» ребенка;
- Принцип систематичности и последовательности. При обучении ребенка с задержкой развития необходимо применять специальные методики и задания, которые ориентированы на повторение материала, его закрепление в сознании, подготовку к усвоению более сложной информации на базе уже усвоенной;
- Принцип оптимальной организации процесса обучения. Предполагается, что для учащихся с задержкой в развитии необходимо создать специальную среду. Нельзя создавать большие группы обучающихся, перегружать их, занятия должны носить коррекционный характер, ориентированный на уровень работоспособности учащихся и ее возможные колебания;
- Принцип комплексного педагогического воздействия. Педагогу необходимо применять совокупность методов и приемов обучения, позволяющих воздействовать на все анализаторы организма и все его процессы;
- Принцип самостоятельности познания. Работа педагога должна ориентироваться на развитие у учащихся умения и стремления к самостоятельному познанию, активизации их интеллектуальной деятельности;
- Принцип педагогического оптимизма. Он предполагает построение учебно-воспитательного процесса, исходя из потенциальных возможностей учащихся с задержкой в развитии с надеждой достижения положительных итогов обучения.