Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста

Определение 1

Ранний возраст – это период с рождения и до 2-х лет, во время которого у ребенка происходит становления органов и систем, формирование их функций, и в первую очередь функций мозга.

Краткая характеристика отклонений в развитии детей раннего возраста, требующих коррекционно-педагогической работы

В виду того, что в раннем возрасте у детей происходит формирование и становление функционирования основных систем, в том числе и головного мозга, данный возраст имеет ряд особенностей.

Особенности развития детей раннего возраста:

  1. Чрезвычайно быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер.
  2. Неустойчивость и незавершенность формирующих умений и навыков.

Работая с детьми раннего возраста, необходимо иметь в виду данные особенности развития. Следует направлять педагогическое воздействие на ребенка в соответствии с этими особенностями и тем самым способствовать его своевременному развитию.

Нарушения в развитии ребенка раннего возраста, которые потребуют в дальнейшем организованной коррекционно-педагогической работы, могут быть вызваны рядом негативных факторов.

К негативным факторам относятся:

  • стрессы;
  • перенесенные заболевания (инфекционные, вирусные и т.д.);
  • отсутствие целенаправленного педагогического воздействия.

Все указанные факторы отрицательно сказываются на развитии ребенка раннего возраста. При этом основными признаками их воздействия являются утеря полученных ранее навыков или ретардация («застревание» на одной и ступеней развития).

Таким образом, одной из основных особенностей развития ребенка раннего возраста является то, что оно должно осуществляться под систематическим педагогическим воздействием. Социальная среда, в которой растет и развивается ребенок, должна быть благоприятной и исключать стрессы и нервные потрясения. Окружающие ребенка взрослые обязаны заботиться о его здоровье, заниматься его сохранением и укреплением.

Диагностика развития детей раннего возраста

«Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проведение диагностики развития детей раннего возраста затруднена, ввиду того что симптомы недоразвития или нарушения могут быть схожи.

Например, у ребенка может отмечаться недоразвитие речи, которое вызвано нарушениями слуха. В этом случае родители не всегда знают о нарушениях слуха, так как они менее видны, нежели речевые нарушения.

Именно поэтому дифференциальная диагностика и оценка общего уровня психомоторного развития ребенка раннего возраста производится с крайней осторожностью. При этом специалисты, организующие диагностику, обязательно учитывают особенности развития общей и мелкой моторики, речи, сенсорно-перцептивной деятельности и эмоционального развития каждого ребенка.

Поводом для проведения диагностики могут быть, наличие у ребенка в анамнезе:

  1. Перинатальные поражения ЦНС.
  2. Явная психомоторная задержка развития речи.
  3. Задержка психического развития.

Значимость своевременного диагностирования состоит в том, что довольно часто детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, направляют в обычный детский сад, где им не могут создать всех необходимых условий. Потеря драгоценного времени, негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка и порой невозможности скорректировать и минимизировать отклонения в развитии.

Замечание 1

Вовремя проведенная качественная дифференцированная диагностика позволит своевременно организовать индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с детьми. Данная работа организуется как индивидуально с ребенком в условиях семьи, так и в рамках специализированной группы детского сада.

Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста

Задачи коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста ориентируются на особенности развития детей и на имеющиеся у них нарушения и отклонения в развитии.

Задачи коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста:

  1. Совершенствование двигательных функций – подразумевает необходимость развития у детей раннего возраста общей и мелкой моторики, формирования у них элементарных графомоторных навыков.
  2. Сенсорное воспитание – осуществляется во взаимосвязи с развитием у детей раннего возраста двигательных навыков, совершенствованием оптико-пространственных и слуховых функций, а также совершенствования сенсорно-перцептивной деятельности.
  3. Развитие предметной деятельности – необходимо для успешного решения первых двух задач. Важным является не только совершенствование зрительно-моторной координации, но и побуждение детей к решению разнообразных наглядных задач и упражнения, в рамках организованных дидактических игр. Кроме того, данная задача должна решаться родителями в быту. Только в такой совокупности согласованного воздействия родителей и педагогов можно будет достичь ожидаемых результатов.
  4. Организация активного взаимодействия ребенка раннего возраста и взрослых. В рамках данного взаимодействия у детей осуществляется формирование навыков ситуативно-делового и эмоционального общения со сверстниками и взрослыми.
  5. Целенаправленное развитие речи и ее функций. Решение данной задачи очень важно, так как основным средством коммуникации человека являются его речевые средства.

Основные особенности коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста:

  1. Обязательная диагностика ребенка на момент поступления его в ДОУ.
  2. Организация обратной связи с семьей воспитанника, с целью получения максимально полной информации о развитии ребенка.
  3. Взаимодействие с узкими специалистами (логопед, психолог, невролог, невропатолог, психоневролог и т.д.).
  4. Организация занятий в соответствии с особенностями развития ребенка, его возрастными возможностями и потребностями.
  5. Включение в индивидуальную коррекционную программу разнообразных занятий интегрированного характера.
  6. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot