Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с задержкой психологического развития

Все предметы / Психология / Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с задержкой психологического развития
Определение 1

Психологическая помощь семье с ребенком с ЗПР — это психологическая коррекционная помощь родителям, которые воспитывают детей с отклонениями в психическом развитии.

Сущность и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с задержкой психологического развития

Психологическая помощь семьям, которые имеют ребенка с задержкой психического развития, — это мероприятия по обеспечению адекватных микросоциальных условий развития детей в семье, по преодолению состояния фрустрации и оптимизации самосознания родителей.

Психологическая помощь помогает формировать у близких родственников ребенка положительное отношение к нему и оптимистичный взгляд на будущее.

Среди задач психологической помощи необходимо выделить:

  • Развитие у близких родственников мотивации к взаимодействию с сотрудниками специального учреждения;
  • Оптимизацию самосознания родителей;
  • Снижение степени фрустрации личности;
  • Оптимизацию личностного развития ребенка, имеющего психофизические недостатки;
  • Обучение близких родственников способам формирования в семье реабилитационных условий, которые могут обеспечить оптимальное развитие ребенка с задержкой развития;
  • Установка причин, которые дестабилизируют внутрисемейную атмосферу и межличностные коммуникации, включая их коррекцию;
  • Определение социальных и психологических внутрисемейных факторов, которые влияют на гармоничное развитие ребенка в семье;
  • Оптимизация межличностной коммуникации в семье, включая супружеские, родительско-детские, детско-родительские отношения;
  • Рост степени психолого-педагогической компетентности родителей, касающейся вопросов воспитания, развития и социальной адаптации.

Психотерапевтическая, разъяснительная и рекомендательная помощь

Психотерапевтическая помощь направлена на коррекцию отношений между родителями и детьми с психофизическими нарушениями. Она предполагает коррекцию воспитательских позиций матери или отца, а также помощь в выборе адекватных мер воздействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной целью психотерапевтической помощи является поддержка семьи ребенка с нарушениями в развитии (особенно это касается моментов тяжелого психологического стресса). Психологи помогают «смягчать» принятие родителями сообщения о диагнозе ребенка с задержкой психического развития, предлагая выбрать позицию борьбы за будущее, а не позицию стороннего наблюдателя.

Для оказания эмоциональной поддержки семье специалистом организуется индивидуальная психотерапевтическая помощь родителям, в первую очередь матери. Это повышает самооценку и формирует чувство потребности в ребенке, любви к нему.

Разъяснительная помощь характеризуется тем, что в процессе работы необходимо рассказать родителям об особенностях развития ребенка с подобным нарушением. Они должны иметь максимум информации о конкретных нарушениях развития. Специалисту целесообразно дать рекомендации о прочтении популярной педагогической литературе.

В ходе разъяснительной помощи психолог объясняет, что симптоматика нарушений не может исчезнуть бесследно по мере взросления ребенка. Тем не менее, ее можно смягчить, если как можно раньше начать проводить реабилитационные мероприятия. Они должны иметь комплексный и непрерывный характер. В этих вопросах роль родителей незаменима.

Рекомендательная помощь связана с тем, что специалист дает родителям полный набор рекомендаций. Это помогает им сформировать специальные реабилитационные условия, которые смогут обеспечить оптимальное развитие детей с задержкой психического развития в домашних условиях. Специалист устанавливает контакт с членами семьи и по согласованию с врачами дает родителям советы, дифференцируя их в соответствии с возрастом ребенка и характером нарушений.

Современные особенности психологической помощи

В последние годы резко возрос интерес к проблемам семей с больными или недоразвитыми детьми, причем не только у психологов и педагогов, но и у общества в целом. Этот рост обусловлен такими явлениями как дестабилизацией семей, увеличение числа неполных семей и числа детей-сирот при живых родителях, увеличением количества правонарушений среди несовершеннолетних, проблемами взаимоотношений между родителями и детьми.

Психологическая помощь семьям, которые воспитывают детей с задержкой психологического развития, все усилия направляет сегодня на восстановление семейных систем, рост психолого-педагогической компетенции и культуры родителей. Она культивирует взаимопонимание в семьях, совершенствование воспитательного потенциала.

Если рассматривать оказание такой помощи семьям в нашей стране, то психокоррекционная помощь, главным образом, оказывается системой здравоохранения. Она включает помощь со стороны:

  • Отделений психологической помощи, работающих при центрах психического здоровья;
  • Консультаций детских психиатров и дефектологов (логопеды, олигофрено-педагоги, медицинские психологи);
  • Службы ПМПК.

Отдельно вопросами помощи занимается система образования, в частности школьное. Она ограничена только тем, что дети посещают специальные классы коррекционно-развивающего обучения.

Больше всего внимания специалисты уделяют научному исследованию семей, которые имеют детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития. Это может быть средняя и тяжелая степень умственной отсталости, инвалидность вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). В этих ситуациях важно заниматься психологическим климатом семей, разрабатывать коррекционные меры, которые предназначены для реализации конкретной помощи.

Многие авторы в поладнее время проводили анализ основных проблем взаимодействия родителей с ребенком с задержкой психологического развития. Больше всего внимания они обращали на трудности организации воспитания и обучения ребенка, которые связаны с его быстрой утомляемостью, проблемой привлечения внимания и отсутствием постоянной реакции на обращения, особенностями речевого и моторного развития.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис