Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возрастно-психологическое консультирование

Цели и задачи консультирования

Определение 1

Возрастно-психологическое консультирование - это способ психологической помощи, направленный на системное контролирование хода психического развития детей с целью его оптимизации и коррекции.

Возрастное психологическое консультирование – это компонент деятельности практического психолога. Являясь прикладной отраслью современной психологии, психологическое консультирование разрабатывает теоретические основы и прикладные программы.

Цель этих программ состоит в оказании психологической помощи здоровым людям в тех ситуациях, когда они сталкиваются с определенными проблемами.

Что касается возрастного психолога, то в его консультативной деятельности выделяется два аспекта - в качестве клиента выступает ребенок, который не может самостоятельно решить свою проблему и, проблема ребенка решается через запросы родителей, которые тоже становятся клиентами.

Статья: Возрастно-психологическое консультирование
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Основной целью консультирования ребенка до подросткового возраста, является контроль процесса его психического развития и своевременное оказание психологической помощи ему и взрослым, имеющим отношение к его воспитанию и обучению.

Специалисты консультативной практики считают, что даже те дети, которые укладываются в рамки медико-биологической нормы, тоже имеют много трудностей в психологическом плане.

Возрастно-психологическое консультирование решает свои задачи:

  • пропаганда психологических знаний среди взрослого населения;
  • выявление детей с отклонениями и нарушениями психического развития для направления на медико-психологические консультации;
  • предупреждение у детей вторичных психологических осложнений;
  • разработка рекомендаций для учителей, родителей, воспитателей на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в обучении;
  • коррекционная работа при консультациях в группах – это коррекция, например, детско-родительских отношений, коррекция общения и др.
Замечание 1

Возрастно-психологическое консультирование, таким образом, направлено на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию.

«Возрастно-психологическое консультирование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы психологического консультирования

Данная специфика отражается в принципах работы возрастного психолога-консультанта. Этими принципами являются:

  • соблюдение интересов ребенка;
  • системность;
  • уважение ребенка и неразглашение информации о ребенке;
  • анализ подтекста;
  • сравнение с возрастной нормой психического развития;
  • анализ жизненного пути ребенка.

В отечественной психологии общие принципы консультирования были сформулированы В.В. Столиным. В дальнейшем их перечень детализировался и дополнялся.

Специфика консультирования ребенка заключается в том, что обращается за помощью не сам ребенок, а его родитель, или учитель и воспитатель. Это говорит о том, что психолог имеет дело с ситуацией, а не прямо с ребенком.

Исходя из этого, детский психолог-консультант должен отстаивать интересы ребенка, проводить подробное психодиагностическое обследование состояния психического развития ребенка, действуяя поэтапно.

Этапы консультирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы консультирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сформулированный в семейном психологическом консультировании принцип стереоскопического диагноза, означает, что проблемная ситуация в семье должна рассматриваться как объективно, с позиции психолога, так и субъективно – с позиции каждого члена данной семьи.

В целом соблюдение этого принципа отражается в стремлении помочь каждому участнику проблемной ситуации.

Принцип системности означает для психолога-консультанта необходимость учета всех существенных влияний на ребенка, которые могли быть оказаны на уровень его развития и особенности поведения. В данном случае ребенок выступает как системный объект, вернее его индивидуальный жизненный путь.

На основании принципа системности, который реализуется в анамнестической беседе, формулируется возрастно-психологическое заключение для дальнейшей психокоррекционной работы, если такая будет необходима.

Уважение личности ребенка и неразглашение информации о нем говорит о невозможности манипулирования клиентом. Задача этого принципа заключается в том, чтобы повысить уровень эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей.

Психолог-консультант должен помнить о том, что его действия осуществляются в интересах ребенка, а это значит, соблюдать конфиденциальность и ориентироваться на соответствующие этические нормы, особенно, работая с детьми подросткового и юношеского возраста.

Что касается принципа анализа подтекста, то его исходное содержание составляет поиск не декларируемых мотивов обращения человека в психологическую консультацию. Принцип говорит о том, что истинные мотивы можно найти только тогда, когда анализ особенностей жалобы клиента, то, что он говорит о своем поведении и поступках, будут вскрыты и поняты психологом.

Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития означает контроль над ходом психического развития ребенка. Данный принцип нельзя понимать упрощенно, как некую границу в изменении количественных показателей психического развития, которые измеряются психодиагностическими методиками.

Этот принцип предполагает в ситуации возрастно-психологического консультирования использование известной схемы психологического анализа возраста – анализ уровня сформированности основных психологических новообразований, анализ социальной ситуации развития ребенка, анализ основных видов деятельности, характерных для данного возраста.

Проблемы консультирования детей

Воспитание ребенка ставит перед родителями множество проблем и разнообразных трудностей. Это было характерно для всех времен, их типичность была связана с конкретными социально-экономическими условиями и процессами духовной жизни общества.

Современная практика консультирования сталкивается с усилением в обществе неблагоприятных тенденций, которые психическое развитие и воспитание детей значительно осложняют. Среди них отрицательное влияние ряда социально-экономических факторов, например, фактор занятости родителей в общественном производстве.

Развитая сеть дошкольных учреждений оказала значительное влияние на «психологию родителей», а точнее, на их социально-воспитательные установки. Это проявляется в том, что многие родители свои функции стали переносить на детские ясли, сады, а позднее на школу и другие детские учреждения.

В стране растет число групп с круглосуточным пребыванием в них ребенка. В этих случаях возникает сложный комплекс психолого-педагогических проблем, вплоть до эмоциональной депривации, задержки речевого и общего психического развития.

Современный ритм жизни вместе с другими факторами искажают характер взаимоотношений детей и родителей, обедняется содержание общения в семье, возникает дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу.

Возрастающее число разводов в стране, появление неблагополучных и конфликтных семей, усложняют условия развития ребенка.

Специалисты считают, что развод родителей для ребенка является очень сильным психогенным фактором и ставит ребенка в тяжелую ситуацию, на преодоление которой может уйти несколько лет.

Любая семья с низкой культурой межличностных отношений не может формировать благополучную личность.

К важнейшим источникам психологических проблем, осложняющих развитие ребенка, относится школа.

Спектром школьных проблем является отсутствие мотивации, низкая успеваемость, частые конфликты, неорганизованность, низкая самооценка, разные формы отклоняющегося поведения и др.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot