Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности психологических границ старших дошкольников с нарушениями речи

Все предметы / Психология / Особенности психологических границ старших дошкольников с нарушениями речи

Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Определение 1

Нарушения речи – это собирательный термин, который обозначает различные отклонения от речевой нормы, принятой в конкретной языковой среде, частично или полностью препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации детей дошкольного возраста.

К детям старшего дошкольного возраста с нарушениями речи относят детей, имеющих различные психофизические отклонения разной степени выраженности. Данные отклонения вызывают у детей расстройства обобщающей и коммуникативной функций речи.

Дети с нарушениями речи отличаются от категории детей с особыми потребностями тем, что они имеют нормальное зрение и биологический слух, а также полноценные предпосылки для интеллектуального развития. Дифференциация данных характерных признаков необходима для разграничения речевых нарушений у детей дошкольного возраста от нарушений речи, которые являются сопутствующими при олигофрении, нарушении слуха, задержке психического развития, детском аутизме и т.д.

Основные причины нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Биологические факторы – это разнообразные патогенные факторы, которые оказывают негативное влияние на внутриутробное развитие ребенка, родовой процесс, а также на первые месяцы жизни новорожденного.

    В случае, если речевые нарушения возникли в результате биологических факторов, то они сами по себе не исчезают, а требуют целенаправленной и специально организованной логопедической коррекционной работы. В случае, если своевременно не принять меры, то нарушения речи могут негативно отразиться и на психическом развитии ребенка.

  2. Социально-психологические факторы – это факторы, которые в первую очередь связаны с психической депривацией у ребенка дошкольного возраста.

    К социально-психологическим факторам относятся педагогическая запущенность, неадекватная модель воспитания, недостаток общения, недостаточное или излишнее внимание взрослых к речи ребенка и т.д.

    Например, если ребенок растет и развивается в социальной среде, где ему недостает общения с окружающими людьми, соответственно нет возможности развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Также негативно на развитии речи ребенка может сказаться проживание в двуязычной семье, когда родители разговаривают на разных языках.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологическая классификация речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Замечание 1

Существующие в настоящее время классификации нарушений речи в основном ориентированы на дифференциацию первичных нарушений.

Речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в следующих аспектах:

  1. Аспект психофизической организации и локализации поражения речевой деятельности – данный аспект рассматривает речевые нарушения на сенсомоторном уровне и уровне смысла и значений. В соответствии с этим аспектом принято выделять ряд речевых дефектов. По свой сути этот подход близок к нейропсихическому направлению изучения нарушений речи и используется при организации комплексных исследования детей дошкольного возраста.
  2. Аспект патогенеза – в рамках данного аспекта выделяют функциональные и органические причины нарушения речи, а также особо характерные для каждого типа нарушения симптомы. На основании данного подхода разработана клинико-психологическая классификации нарушений речи.

Схематически клинико-психологическая классификация нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом:

  1. Нарушение компонентов речи (языковых средств общения):

    • Фонетико-фонематическое развитие речи (ФФН) – это нарушение формирования произносительной стороны речи у детей, имеющих разнообразные расстройства, появившиеся в результате дефектов восприятия и произношения фонем.
    • Общее недоразвитие речи (ОНР) – это совокупность сложных речевых расстройств, характеризующихся тем, что у ребенка в силу разнообразных причин, отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой сторонам.
  2. Нарушения определенного компонента речи:

    • Фонематические нарушения – характеризуется нарушением произношения одного или нескольких звуков (например, шипящих, свистящих и т.д.).
    • Лексико-грамматические нарушения – это нарушения, которые характеризуются ограниченным словарным запасом, неправильным согласованием слов в предложении, неверно использование падежей и предлогов, перестановки или недоговариние слов.
  3. Мелодико-интонационные нарушения:

    • Неверная расстановка ударений (в словах – грамматических ударений, в предложениях – логических ударений).
    • Нарушения, которые связаны с высотой, силой или тембром голоса (громкий, тихий, сдавленный, визгливый, невыразительный, визгливый и т.д.).
  4. Темпо-ритмические нарушения – это нарушения, которые характеризуются ускорением темпа речи. Основной причиной данного нарушения является преобладание в коре головного мозга процессов тахилалии (возбуждения).

  5. Нарушения речи, которые связаны с неправильным применением языковых средств в речевой деятельности (например, заикание, речевой негативизм и т.д.).

Наиболее распространенным является заикание, которое встречается достаточно часто у детей старшего дошкольного возраста. При своевременно оказанной логопедической и коррекционной помощи у 70-80% заикание проходит к концу дошкольного возраста.

Определение 2

Заикание - это расстройство речи в виде задержки слогов, звуков, а также их повторения, возникающие по причине судорог мышц речедвигательного аппарата. Как правило, заикание возникает в детстве после инфекций, интоксикации, испуга и многого другого.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис