Сущность и значение педагогического мастерства
Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.
Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.
Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Профессионально-педагогическая ориентация личности педагога. Педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые определяют его профессионализм и ориентацию на эффективную реализацию педагогической деятельности. педагог должен обладать нравственными свойствами и ориентирами деятельности, быть трудолюбивым, ответственным, уважать детей и их особенности, быть милосердным и сострадательным, любить детей и свою работу.
- Профессионально-значимые знания. Система знаний педагога должна быть достаточной для выполнения им продуктивной педагогической работы и достаточной для выполнения своих профессиональных функций. Если педагог обучает детей конкретной дисциплине, то он должен владеть ей в совершенстве. А если педагог обучает учащихся начальной школы, то ему необходимо знать основы и программу сразу нескольких дисциплин, а также владеть методами передачи знаний и навыков.
- Профессионально-значимые и нужные способности и навыки педагогической деятельности. Педагог должен обладать умением организации и ведения педагогического процесса, выполнять свою работу качестве. Чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным, хорошо владеть речью и уметь ее правильно применять, уметь планировать и прогнозировать свою деятельность, определять перспективы развития учащихся, управлять их вниманием, уметь завоевать их уважение и быть для них авторитетом.
- Профессиональное творчество. Чтобы быть мастером своего дела, педагогу требуется применять творческий подход к ведению процесса обучения и воспитания, использовать нестандартные варианты ведения педагогического процесса, оригинальные подходы и методы организации обучения.
Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии формирования педагогического мастерства
Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.
Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.
Мастерство педагога формируется в несколько стадий:
- Стадия просвещения. На этой стадии происходит профессиональная ориентация учащихся старших классов, техникумов, училищ. Им рассказывается о профессии педагога, ее особенностях, ее значимости и важной функциональной роли. Целью этого этапа является выработка положительного отношения к данной профессии, развитие к ней интереса и мотивации к обучению в педагогических вузах.
- Стадия профессионального отбора и профессиональной подготовки. Учащиеся проходят обучения в вузах или в средних профессиональных училищах для получения специальности педагог. Происходит формирование теоретических знаний и практических навыков педагогической деятельности.
- Стадия профессиональной адаптации. В ходе обучения, студенты проходят практику в учебных заведениях разного типа и уровня, чтобы получить реальные представления и практические навыки будущей деятельности. Студенты учатся использовать свои теоретические знания в практических педагогических ситуациях, осознают реальность выбранной профессии, приспосабливаются к будущей работе и приходят к пониманию того, хотят они заниматься, выбранной деятельностью или нет.
- Стадия профессионального роста. Она связана с деятельностью педагога по избранному направлению работы. Педагоги реализуют обучение и воспитание учащихся в конкретном учебном учреждении. Здесь происходит реализация своего мастерства, его развитие и совершенствование. Педагог самообучается, развивает свои навыки, углубляет познания в области педагоги, учится применять методы и средства в образовательной деятельности, совершенствует свои навыки.
Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства
Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.
Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.
Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.
К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:
- Педагогическая техника складывается, исходя из особенностей психического, физического, интеллектуального развития педагога, его личностных свойств;
- Индивидуальная техника преподавания каждого педагога определяется его полом, возрастом, уровнем интеллектуального развития, характером, темпераментом, состоянием здоровья, взглядами, мировоззрением;
- В ходе овладения педагогической техникой происходит раскрытие нравственных ориентиров деятельности педагога, культурных основ его деятельности, эстетических позиций. Все это отражает уровень профессионализма педагога, его профессиональную культуру и потенциал личности;
- Владение педагогической техникой связано с наличием навыков самоконтроля и саморегуляции своего поведения. педагог должен уметь управлять своей мимикой, жестами, реакциями, эмоциями, владеть техникой речи, управлять дыханием, быть внимательным и наблюдательным.