Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личность современного педагога-воспитателя: слагаемые мастерства и проблемы

Функциональная роль современного педагога

Педагог является одним из субъектов педагогического процесса, наставником учащихся и их преподавателем. Это характеризует данную личность, как человека, дающего учащимся социальные знания и опыт, накопленный предыдущими поколениями. Вся история педагогики базировалась на этой функциональной роли педагога.

В современном обществе, функции педагога значительно расширились. Сейчас, педагог выполняет следующие основные функции в учебном процессе:

  1. Организационная функция. Педагог выступает организатором учебно-воспитательного процесса. От него зависит эффективность усвоения учащимися знаний. Он передает им информацию и помогает применять наиболее эффективные способы ее усвоения.
  2. Воспитательная функция. Любой педагог ориентирован на воспитание учащихся. Он должен помочь в становлении новой личности, формировании у нее основных качеств, черт характера, способностей. Педагог помогает учащимся в прохождении процесса социализации: способствует усвоению социальных норм, обучает построению коммуникативных связей.
  3. Психологическая функция. Данную функцию еще можно обозначить, как социально-психологическую. Она заключается в участии педагога в регулировании межличностных взаимоотношений детского коллектива. Педагог должен владеть психологическими знаниями, применять разнообразные механизмы психологического характера, чтобы управлять детским коллективом. Кроме того, педагог организует еще и социальную деятельность учащихся, а также участвует в социальной работе педагогического коллектива.
  4. Обучающая функция. По сути, педагог пропагандирует знания и навыки. Он имеет представления о различных научных учениях и теориях, читает лекции учащимся, либо передает, имеющуюся у него научную информацию другим способом.

Основные слагаемые педагогического мастерства

Определение 1

Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, приобретаемое педагогом в ходе его профессионального обучения и непрерывно развиваемое и совершенствуемое.

Педагогическое мастерство складывается из совокупности разнообразных свойств личности педагога, его знаний, навыков и умений, наличия творческих способностей и их практического применения. Все эти элементы находят практическую реализацию на основе применения приемов и средств педагогики и ориентируются на достижение целей и задач обучения, развитие учащихся.

Педагогическое мастерство проявляется в навыках педагога создать условий для эффективного усвоения знаний учащимися, их развитии и стремлении к совершенствованию. Для этого педагоги применяют различные методы обучения, способные принести максимальный эффект.

Педагог стремится развить у учащихся уважение к знаниям, развить их познавательную заинтересованность и активность. Все это возможно только при уважительном отношении к своей профессии, осознании ее значимости и ценности.

«Личность современного педагога-воспитателя: слагаемые мастерства и проблемы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мастерство педагога является результатом его непрерывного развития. Не обязательно задатки мастерства должны быть заложены природой. Важное значение имеет развитие педагога, постоянное совершенствование им своих навыков, включение в творческий процесс. Мастерство педагога растет пропорционально его стремлению к развитию своих личностных качеств и профессиональных навыков.

Слагаемыми педагогического мастерства являются:

  1. Педагогический стиль. Стиль работы педагога складывается из индивидуальности его личности и представляет собой особый способ организации своей работы, наличие собственной системы обучения и воспитания. От стиля работы педагога зависит формирование стиля организации обучения учащимися, характер их учебной деятельности и ее мотивы. Педагогическое мастерство проявляется в таких чертах стиля педагога: его цельности, яркости и насыщенности содержания, плотными уроками, заинтересованностью учащимися учебным процессом, проявлением активности и инициативности учащимися на занятиях, естественная, непринужденной атмосферой на учебном занятии;
  2. Педагогический такт. Наличие педагогического такта проявляется в умении педагога найти подход к каждому учащемуся, применении оптимальных методов воспитательного воздействия, соблюдении педагогической этики. Педагог должен уметь строить нормальный диалог с учащимся, исходя из специфики его личности. Он должен уметь сдерживать свои чувства и эмоции. Нельзя грубить учащимся, задевать их самолюбие, порицать их, постоянно что-то выговаривать. Только выдержка педагога поможет ему в реализации своего педагогического мастерства;
  3. Педагогическая техника. Она представляет собой совокупность средств педагогического воздействия, навыков и умений педагога, которые применяются определенным образом и ориентированы на эффективную организацию учебного процесса. Техника педагога проявляется в его умении управлять и контролировать свои действия и поступки и навыках организации взаимодействия с учащимися в целях достижения учебно-воспитательных целей и задач.

Профессиональное выгорание как ведущая проблема педагогического мастерства

Определение 2

Профессиональное выгорание – это отрицательная реакция на стрессы, возникающие в ходе рабочего педагогического процесса, разрушающая мастерство педагога.

Профессиональное выгорание является достаточно распространенной проблемой в педагогическом процессе. Она возникает при различных стрессовых ситуациях и приводит к деформации педагогической личности, нарушая ее психологическое и физиологическое состояние. Если личность педагога, ее свойства не соответствуют требованиям, которые предъявляет ей учебный процесс, то у него вполне может развиться профессиональная деформация. Кроме того, профессиональное выгорание может возникнуть вследствие дезадаптации педагога к своей профессии или своему рабочему месту.

Профессиональное выгорание не является процессом, который происходит в одночасье. Личность педагога разрушается постепенно. Если стресс на рабочем месте присутствует постоянно, то он имеет свойство накапливаться, разрушая эмоциональный и психический баланс организма. Таким образом происходит потеря эмоциональных ресурсов организма, истощается его энергия и утрачиваются личностные ресурсы, что приводит к нарушению профессиональной деятельности педагога.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot