Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семье с подростком

Ошибки семейного воспитания

Семья – это институт, оказывающий влияние на формирование личности человека.

Среди всех воспитательных институтов, именно семейное воспитание является самым сильно воздействующим, самым длительным и самым результативным. Вот только каковы будут его результаты – положительными и отрицательными, зависит от методики воспитания родителей и характера семейных отношений, а также сложившейся системы взаимодействия между родителями и детьми.

Большое количество психических травм возникает у ребенка именно в следствие неправильного семейного воспитания. Особое место в нем отводится установлению взаимоотношений между представителями разных поколений. Ребенок усваивает социальные ценности и нормы поведения, ориентируясь на поведение своих родных. Именно родители, а также бабушки и дедушки, тети и дяди (при их наличии и частом общении) выступают наглядным пособием социального поведения и взаимодействия, наличия важных социальных качеств, их правильного проявления.

Родители устанавливают с ребенком особую систему взаимоотношений и, очень часто, она сводится к авторитарной позиции родителей. Они не дают ребенку права на проявления себя, своих свойств личности. Во взаимоотношениях с родителями, ребенок занимает позицию подчинения. Это искажает его представления о построении нормальной системы взаимодействия в социальном пространстве. Он не стремится к выражению своего «Я», своих взглядов и идей, не отстаивает свои интересы, поскольку он привык, что существует авторитет родителей, которые подавляют ребенка и не дают его личности нормально развиваться и саморазвиваться.

Подростковый возраст является периодом «бунта» ребенка. Он стремится самораскрыться, самовыразиться и, потому противостоит всем авторитетам, которые подавляют его личность. Подростковый период можно пережить родителям и детям, если заранее устранить ошибки воспитания. К основным из них относятся следующие:

  1. Напряженные взаимоотношения в семье. Если родители не способны нормально общаться между собой, в семье имеется атмосфера неприязни, наблюдаются постоянные конфликты, ссоры между родителями, что переносится на ребенка тоже, это приводит к формированию характера ребенка, негативно отражается на формировании его психики, потребностей и интересов.
  2. Отсутствие духовной семейной атмосферы, ласки. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят. Кроме того, он должен жить в духовном комфорте, а для этого родителям требуется самим обладать такими свойствами, как милосердие, сострадание, быть участливыми к другим людям, интересоваться проблемами ребенка, стремится ему помочь в их разрешении. Необходимо замечать любые изменения в поведении ребенка и пересматривать систему взаимодействия с ним, исходя из конкретной ситуации.
  3. Неблагополучная бытовая семейная обстановка. Если родители/родитель имеют какие-то пристрастия-алкоголь, наркотики, азартные игры, психические нарушения, то ребенок может воспитываться, как бы сам по себе, лишенный должного внимания, присмотра, опеки. В этом случае, чаще всего, в период подросткового созревания происходит развитие асоциального и противоправного поведения. В некоторых случаях, ребенок формируется, как агрессивная, озлобленная личность. А иногда, дети закрываются в себе, становятся нелюдимыми.
  4. Директивное воспитания. Оно связано с частыми гонениями ребенка. Родители оскорбляют его, сравнивают его неудачи с другими, противопоставляют его поведение другим детям, запрещают что-либо. Такие подростки становятся робкими, забитыми, нерешительными. Они не умеют проявить себя, выразить свое мнение.
  5. Гиперопека – избыточное внимание и уход за ребенком. Родители не позволяют ребенку самостоятельно выполнить хоть одно дело, опекают его во всем, всюду сопровождают и помогают. Любимого ребенка, особенно если он единственный, родители бояться потерять, бояться, что он станет плохим человеком и т.д. и потому, он оказывается лишенным свободы воле, выбора направления своего поведения, своих действий. Такой ребенок вырастает безынициативным, неспособным принимать решения, действовать самостоятельно.
«Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семье с подростком» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы психокоррекции семейных отношений

Разрешение проблем развития ребенка должно начинаться с диагностирования проблем в семейных отношениях и их коррекции.

Определение 1

Семейная психотерапия – это организация мероприятий по устранению, имеющихся проблем семейного взаимодействия, путем воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом, чтобы создать условия для их нормального развития и формирования положительной динамики внутрисемейного взаимодействия.

Мероприятия семейной психотерапии проводятся в несколько этапов:

  1. Развитие позитивного отношения к терапии. Родители и дети должны осознать необходимость проведения коррекционной работы. Конечно, это приводит к тому, что члены семьи чувствуют себя неуверенными, не желают выставлять напоказ свои проблемы и требуется мотивация для их участия в психотерапии. Необходимо найти время и место проведения терапии и заставить членов семьи участвовать в беседах, обсуждениях, выполнении заданий.

  2. Организационные вопросы психокоррекции и общие черты ее проведения. Здесь необходимо определить способы и методы терапии, зависящие от конкретной семьи, ее особенностей и проблем. Кроме того, психолог выбирает те методики, которыми он владеет лучше всего и считает наиболее оптимальными и продуктивными в конкретном направлении деятельности.

  3. Выбор методики семейной психокоррекции и ее реализация. Методика психокоррекции – это техника достижения конкретной цели психокоррекции. Выбирается определенная техника, включающая совокупность и последовательность коррекционных действий, ориентированных на решение определенной коррекционной задачи. Среди методик психокоррекции можно выделить следующие:

    • Техника указания – указания психолога на выполнение членами семьи тех или иных действий в определенных ситуациях, которые помогут в решении определенных задач;
    • Семейная дискуссия – обсуждение конкретной проблемы всеми членами семьи, с выражением своего мнения и взглядов на проблему и пути ее решения;
    • Обусловленное общение – введение в стандартные семейные взаимоотношения нового компонента, который поможет обнаружить и откорректировать нарушения;
    • Проигрывание семейных ролей – игровые формы реализации семейных отношений, предполагающие обмен ролями между членами семьи.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot