Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Содержание работы по развитию грамматической стороны речи

Определение 1

Грамматический строй речи – это система знаков и правил их функционирования в области синтаксического строя речи, морфологии и словообразования.

Грамматический строй речи состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

  1. Синтаксис – дисциплина, изучающая порядок построения фраз и предложений, сочетаемость слов и их последовательное расположение в определенных речевых структурах.
  2. Морфология – наука о свойствах грамматического строения слов, способов их образования и форм.
  3. Словообразование – сфера исследований речевого строения языка, затрагивающая вопросы образования слов с использованием одинаковых корней.

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важным этапом в освоении речи и общем развитии ребенка. Грамматический строй языка является фундаментом развития мыслительных процессов, от которых зависит полноценное овладение речью и интеллектуальное развитие ребенка.

Чтобы ребенок полноценно овладел навыками построения монологов т.е. умел делать высказывания, владел повествовательной формой речи, необходимо сформировать грамматический строй его речи. Построение монолога невозможно без знаний логических основ формирования фраз, предложений, синтаксических конструкций языка и правильного использования слов во фразах и предложениях.

Грамматический строй речи необходим для полноценного развития речевой деятельности и овладения лексикой, морфологией и фонетикой языка.

Развитие грамматических навыков у дошкольников реализуется в трех основных направлениях:

  1. В морфологии реализуются действия по развитию у детей навыков использования существительных, прилагательных и глаголов. Ребенка необходимо обучить использованию существительных в правильных падежных формах и согласовании с другими компонентами предложения. Глаголы требуют обучения их правильного употребления в лицах и числах, а также в правильном наклонении соответствующем времени действия. Эти навыки помогут развить умения построения разнообразных типов предложений. Поскольку прилагательное неотделимо от существительного, то дошкольников обучают их согласованию в роде, числе, падеже, с применением верных степеней сравнения прилагательного.
  2. Синтаксис ориентирован на развитие у дошкольников навыков построения словосочетаний и предложений, посредством правильной последовательности слов, их грамотного связывания. Слова в предложении должны иметь правильную последовательность, чтобы исключить неверное согласование и искажение смысла предложения. Дети должны усвоить структурное строение предложений и использование в нем лексики разного типа. Для этого, дошкольников обучают способам сочетания слов в предложении, сохранению смысловых связей в нем и правильному интонационному построению предложения.
  3. Развитие навыков словообразования сводится к усвоению правил построения слов с использованием суффиксов, приставок и окончаний. Навыки словообразования помогают детям в употреблении слов в правильном роде, числе, падеже. Дети, также, учатся отличать однокоренные слова от неоднокоренных.
«Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Обучение грамматическим навыкам реализуется, в основном, в форме игры. Педагоги составляют разнообразные игры, требующие от детей построения разнообразных предложений, нахождения однокоренных слов, соблюдения правильной последовательности слов в предложении и т.д.

Пути формирования грамматической стороны речи дошкольников

Чтобы определить способы формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, требуются знания о грамматическом устройстве языка, диагностирование уровня грамматического развития детей, выявление их ошибок и причин их развития.

Основными путями формирования грамматического строя речи дошкольников являются следующие:

  1. Формирование положительной речевой среды. Речь ребенка складывается на основе его подражания речи взрослых. В этой связи, окружение ребенка, речь родителей, воспитателей, сверстников имеет важное значение в овладении грамматической ее стороной. Необходимо обратить внимание на то, чтобы педагог и родители владели культурной и грамотной речью. Любые ошибки в произношении и построении речевых конструкций могут надолго закрепиться в памяти ребенка.
  2. Программы специального обучения, ориентированные на изучение трудных грамматических форм, с целью профилактики неверно произношения. Для этого проводятся специальные обучающие занятия с использованием нестандартных форм слов: езжай, ляг, рисуй, этажей, хотеть. Специальные занятия могут быть проведены в виде специальных занятий по развитию грамматической реи, либо занятий общеразвивающего характера, когда грамматические упражнения проводятся на материалах занятия или включаются в его какую-то часть, не относящуюся к содержанию занятий. Также, их можно гармонично включить в занятия по иным направлениям обучения, не связанных с речевым развитием.
  3. Развитие грамматических умений в практике речевого общения. Это отличный способ развития грамматически правильной речи, позволяющий в естественной обстановке тренировать навыки детей в употреблении речевых конструкций, демонстрируя образцы правильной речи. Дети тренируются совершенно незаметно. Здесь требуется хорошая организация и применение упражнений педагогом, их внедрение в повседневные действия детей: при умывании, прогулке, укладывании спать и т.д.
  4. Исправление ошибок речи грамматического характера. Это направление работы ориентирована на обязательное исправление всех речевых ошибок ребенка. Необходимость этой работы объясняется тем, что неисправленные ошибки закрепляются в сознании ребенка в качестве нормы произношения. Поэтому, требуется тактичное исправление ошибок детей. Нельзя повторять за ребенком ошибку, а стоит привлечь его внимание, заставить подумать, как произнести правильно. Дети учатся слышать ошибки в произношении других и исправлять их. Все занятия, в основном, проводятся в игровой форме.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot