Нарушение звукопроизносительной стороны речи как фактор, затрудняющий овладение грамотой
Правильное произношение является залогом успешного речевого развития ребенка. Особенно актуально формирование правильного речевого произношение в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период происходит формирование основ грамматического строя речи, ребенок осваивает грамоту и учиться строить грамматически верные речевые конструкции. Если, при этом у него имеются проблемы с произношением отдельных звуков, то полноценное освоение им грамоты будет затруднительным.
Произношение ребенка формируется к трем годам. В зависимости от особенностей речевого развития оно может затянуться до четырех-пяти летнего возраста.
Однако, в развитии речи ребенка могут иметься определенные нарушения, связанные с его произносительной стороной. Они проявляются по –разному и зависят от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Формирование правильного произношения необходимо старшему дошкольнику по ряду причин:
- Взаимосвязь произношения и иных сторон речевого развития. Если имеются отклонения в произношении, то это стимулирует развитие отклонений в иных направлениях речевого развития ребенка.
- Подготовка к школе. Необходимо овладения азами грамматической стороны речи, которая неразрывно связана с произношением. Отклонения в произношении влияют на освоение основ грамматики языка и формирование способностей построения различных грамматических конструкций.
- Современные программы школьного обучения требуют достаточно высокого уровня дошкольной подготовки учащихся. Дети должны владеть основами чтения и письма, чтобы успевать по новым образовательным программам.
- На начальном этапе обучения ребенка в школе происходит продолжение освоения и развития речевых навыков. Для этого ребенок должен владеть лексическим запасом языка, звукопроизношением, грамматикой и фонематическими процессами.
- Формирование грамматического строя речи является сложным процессом, в реализации которого участвуют психические, физические и интеллектуальные процессы. Он требует наличия у ребенка особых навыков речи. Первостепенное значение здесь имеет произносительная сторона речи.
- Звукопроизношение лежит в основе формирования навыков чтения и грамотной устной и письменной речи.
Таким образом, формирование правильного произношения у ребенка старшего дошкольного возраста является острой необходимостью. От него зависит успешность и качество процесса обучения в начальной школе. Если произношение ребенка имеет какие-то отклонения, то необходимо своевременно предпринять коррекционные меры, чтобы к началу школьного обучения, оно не мешало формированию правильной устной и письменной речи ребенка.
Предпосылки успешного овладения грамотой детьми с фонематическими речевыми нарушениями
Если ребенок имеет какие-то трудности с освоением фонематической стороны речи, то это приводит к развитию у него проблем с освоение грамоты в начальной школе. Чтобы, освоение грамоты проходило успешно, в старшем дошкольном возрасте требуется подготовить ребенка грамматическому обучению. С этой целью необходимо создать все условия для последующего грамматического обучения ребенка с нарушениями произношения.
К основным факторам успешного овладения грамотой, в устной и письменной речи, относятся следующие:
- Развитие моторики ребенка. Необходимо акцентировать внимание на развитии у ребенка старшего дошкольного возраста моторных функций организма, использовать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
- Сформированность пространственных и временных представлений. Ребенок должен обладать навыками пространственной ориентации, уметь определять форму и величину предметов, их расположение относительно иных объектов и друг друга. Это влияет на формирование умения верно расставлять буквы и звуки в словах во время формирования устных и письменных грамматических конструкций. Это обуславливает зависимость и связь временного и пространственного речевого компонента.
- Наличие чувства ритма. Оно обуславливает выполнение ритмичных движений пальцами рук и формирования слухо-рече-двигательных представлений.
- Сформированность фонематической системы речи. Если у ребенка хорошо развито восприятие звуков, то наличие небольших дефектов в произношении может не повлиять на освоение грамоты.
- Координация движений. Развитая координация движений, а именно пальцев, кистей, рук, влияет на четкость движений при письме, формирование навыков автоматического четкого написания слов и предложений.
Таким образом, наличие нарушений произносительной стороны речи влияет на овладение грамотой, но при наличии иных факторов в развитии моторики, пространственной координации, фонематическом развитии, его можно обойти и сформировать у ребенка нормальную грамматически четкую и верную устную и письменную речь.
Направления коррекционно-профилактической работы для развития произносительной стороны речи
Чтобы предупредить, а также скорректировать нарушения произношения у детей старшего дошкольного возраста и создать условия для их полноценного овладения грамотой, должна быть реализована логопедическая работа по следующим направлениям:
- Использование массажа и артикуляционной гимнастики для коррекции неверно произносимых звуков.
- Формирование активного и пассивного словаря ребенка и навыков их практического применения.
- Подготовка к освоению грамматики: работа над склонениями, падежами, использование слов в правильном числе, роде, спряжении.
- Мотивации к развитию разговорной речи. Ребенок должен как можно больше говорить на родном языке. Также, логопед использует игры и упражнения, ориентированные на отработку произношения проблемных звуков у ребенка, чтобы скорректировать его. Игры должны быть увлекательны для ребенка, тогда его интерес к занятиям повысится, и коррекция будет проходить более быстрыми темпами.