Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой детьми старшего дошкольного возраста

Нарушение звукопроизносительной стороны речи как фактор, затрудняющий овладение грамотой

Правильное произношение является залогом успешного речевого развития ребенка. Особенно актуально формирование правильного речевого произношение в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период происходит формирование основ грамматического строя речи, ребенок осваивает грамоту и учиться строить грамматически верные речевые конструкции. Если, при этом у него имеются проблемы с произношением отдельных звуков, то полноценное освоение им грамоты будет затруднительным.

Произношение ребенка формируется к трем годам. В зависимости от особенностей речевого развития оно может затянуться до четырех-пяти летнего возраста.

Однако, в развитии речи ребенка могут иметься определенные нарушения, связанные с его произносительной стороной. Они проявляются по –разному и зависят от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Формирование правильного произношения необходимо старшему дошкольнику по ряду причин:

  1. Взаимосвязь произношения и иных сторон речевого развития. Если имеются отклонения в произношении, то это стимулирует развитие отклонений в иных направлениях речевого развития ребенка.
  2. Подготовка к школе. Необходимо овладения азами грамматической стороны речи, которая неразрывно связана с произношением. Отклонения в произношении влияют на освоение основ грамматики языка и формирование способностей построения различных грамматических конструкций.
  3. Современные программы школьного обучения требуют достаточно высокого уровня дошкольной подготовки учащихся. Дети должны владеть основами чтения и письма, чтобы успевать по новым образовательным программам.
  4. На начальном этапе обучения ребенка в школе происходит продолжение освоения и развития речевых навыков. Для этого ребенок должен владеть лексическим запасом языка, звукопроизношением, грамматикой и фонематическими процессами.
  5. Формирование грамматического строя речи является сложным процессом, в реализации которого участвуют психические, физические и интеллектуальные процессы. Он требует наличия у ребенка особых навыков речи. Первостепенное значение здесь имеет произносительная сторона речи.
  6. Звукопроизношение лежит в основе формирования навыков чтения и грамотной устной и письменной речи.
«Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой детьми старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, формирование правильного произношения у ребенка старшего дошкольного возраста является острой необходимостью. От него зависит успешность и качество процесса обучения в начальной школе. Если произношение ребенка имеет какие-то отклонения, то необходимо своевременно предпринять коррекционные меры, чтобы к началу школьного обучения, оно не мешало формированию правильной устной и письменной речи ребенка.

Предпосылки успешного овладения грамотой детьми с фонематическими речевыми нарушениями

Если ребенок имеет какие-то трудности с освоением фонематической стороны речи, то это приводит к развитию у него проблем с освоение грамоты в начальной школе. Чтобы, освоение грамоты проходило успешно, в старшем дошкольном возрасте требуется подготовить ребенка грамматическому обучению. С этой целью необходимо создать все условия для последующего грамматического обучения ребенка с нарушениями произношения.

К основным факторам успешного овладения грамотой, в устной и письменной речи, относятся следующие:

  • Развитие моторики ребенка. Необходимо акцентировать внимание на развитии у ребенка старшего дошкольного возраста моторных функций организма, использовать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
  • Сформированность пространственных и временных представлений. Ребенок должен обладать навыками пространственной ориентации, уметь определять форму и величину предметов, их расположение относительно иных объектов и друг друга. Это влияет на формирование умения верно расставлять буквы и звуки в словах во время формирования устных и письменных грамматических конструкций. Это обуславливает зависимость и связь временного и пространственного речевого компонента.
  • Наличие чувства ритма. Оно обуславливает выполнение ритмичных движений пальцами рук и формирования слухо-рече-двигательных представлений.
  • Сформированность фонематической системы речи. Если у ребенка хорошо развито восприятие звуков, то наличие небольших дефектов в произношении может не повлиять на освоение грамоты.
  • Координация движений. Развитая координация движений, а именно пальцев, кистей, рук, влияет на четкость движений при письме, формирование навыков автоматического четкого написания слов и предложений.

Таким образом, наличие нарушений произносительной стороны речи влияет на овладение грамотой, но при наличии иных факторов в развитии моторики, пространственной координации, фонематическом развитии, его можно обойти и сформировать у ребенка нормальную грамматически четкую и верную устную и письменную речь.

Направления коррекционно-профилактической работы для развития произносительной стороны речи

Чтобы предупредить, а также скорректировать нарушения произношения у детей старшего дошкольного возраста и создать условия для их полноценного овладения грамотой, должна быть реализована логопедическая работа по следующим направлениям:

  1. Использование массажа и артикуляционной гимнастики для коррекции неверно произносимых звуков.
  2. Формирование активного и пассивного словаря ребенка и навыков их практического применения.
  3. Подготовка к освоению грамматики: работа над склонениями, падежами, использование слов в правильном числе, роде, спряжении.
  4. Мотивации к развитию разговорной речи. Ребенок должен как можно больше говорить на родном языке. Также, логопед использует игры и упражнения, ориентированные на отработку произношения проблемных звуков у ребенка, чтобы скорректировать его. Игры должны быть увлекательны для ребенка, тогда его интерес к занятиям повысится, и коррекция будет проходить более быстрыми темпами.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot