Теория дошкольного воспитания М. Монтессори
Мария Монтессори - передовой ученый-педагог своего времени, внесший огромный вклад в развитие педагогической мысли и формирование основ педагогической практики в системе развивающего обучения.
Педагогические воззрения Монтессори остаются актуальными и активно используются в практической педагогической деятельности современного общества, за счет того, что их основу составляет гуманистическое развитие подрастающего поколения. Все принципы педагоги подчинены потребностям и интересам ребенка и действуют в направлении его полноценного и всестороннего развития в практической педагогической работе Марии Монтессори.
Теория дошкольного воспитания, разработанная М. Монтессори, базируется на следующих положениях:
- Создание условий для естественного развития ребенка, т.е. процесс воспитания должен быть реализован таким образом, чтобы ребенок располагал полной свободой действий, не принуждался к чему-либо и был сдержан в своем самовыражении только в исключительных случаях. В воспитательных учреждениях должна быть создана развивающая среда, отвечающая потребностям ребенка.
- Дисциплина должна быть предоставлена самому ребенку. Только он может контролировать ход и порядок своей активности.
- Исключение слова «учитель» из учебно-воспитательного процесса,. Монтессори считала, что учитель является только наставником и руководителем самостоятельного развития ребенка. Поэтому, педагога следует именовать - «руководитель».
- Использование в воспитательном процессе разнообразных средств для формирования предметно-развивающей среды и их непрерывное обновление.
- Использование методов поощрения и исключение наказания. Нельзя ругать детей за их промахи. На них вообще не следует акцентировать внимание. Стимулировать развитие можно только акцентируя внимание на достижениях ребенка.
- Взрослые должны помогать ребенку, с самого рождения, впитывать информацию вселенной, работать над своим развитием. Для этого требуется оказание помощи в формировании психических процессов организма.
- Роль воспитателя связана сформированием у ребенка навыков концентрации внимания. Для этого в основе воспитательного процесса должно лежать действие. Оно лежит в основе совершения ребенком собственных открытий, формирования собственного взгляда на мир и его устройство.
- Вера в ребенка и в его силы – основа педагогической мысли Монтессори. Для этого, Монтессори был разработан метод развития детской активности, дающий популярность педагогической системе Монтессори по сей день.
Практическая деятельность М. Монтессори
Стремясь к реализации своих теоретических идей по вопросам воспитания и развития детей, М. Монтессори открыла свое учебно-воспитательное заведение, которое было названо «Дом ребенка». Это был, так называемый, дневной приют для детей. Дети находились здесь с девяти утра и до четырех часов дня.
В данной воспитательном заведении Монтессори создала специальную среду, которая отвечает естественным потребностям ребенка и дает ему полную самостоятельность деятельности и самовыражения.
Основным видом деятельности ребенка была игра. Именно в игре, по мнению Монтессори, можно максимально раскрыть природный потенциал ребенка, активизировать его самостоятельность и интерес к познанию. Кроме игр, дети молились, выполняли различную познавательную работу и пели. Пение использовалось для разгрузки ребенка, релаксации после трудовой деятельности.
Практическая деятельность Монтессори знаменита созданием особого метода воспитания, который активизирует самостоятельную деятельность ребенка, стимулирует его к самообучению и саморазвитию.
Будучи противником классно-урочной системы обучения, Монтессори не установила для занятий детей стандартные парты. Она установила несколько легких столов и стульев, которые легко перемещались детьми по помещению и устанавливались там, где хотелось детям. Познавательные занятия реализовывались в виде дидактических игр, которые проводились на полу – на маленьких ковриках. Такая обстановка была комфортной для ребенка и мотивировала его к познанию.
Марией Монтессори были разработаны специальные воспитательно-развивающие средства, которыми была наполнена ее развивающая среда. К ним относятся следующие:
- Числовые станки.
- Клавишные дощечки.
- Рамки с застежками.
- Фигурки из бумаги.
- Фигурки с вкладышами.
Таких средств было большое количество. Монтессори непрерывно добавляла новые варианты средств, соблюдая следующее правило: «Простота использования и доступность возрастному этапу развития ребенка».
Таким образом реализуется упражнение ребенком своей активности и постижение им устройства мира.
Формируя группы детей, Мария Монтессори не делала акцента на дифференциации детей по возрасту. Каждая группа включала в себя детей от двух-трех летнего до шести летнего возраста. Они были объединены общими интересами и потребностями. При этом, коллективной работы, как таковой, не было организовано. Каждый ребенок сам выбирал направление своей деятельности: мог работать один или привлекать к участию других детей, а может и сам присоединяться к другим. Это формировало навыки социального поведения и взаимодействия.
Предметно-развивающая среда Монтессори была разделена на следующие зоны:
- Зона практических упражнений для жизни. Эта зона наполнялась реальными веществами и вещами из жизни. Сюда входили различные кнопки, пуговицы, моющие средства, жидкости, шнурки, веревки, молнии, продукты питания, посуда и другие предметы быта, использование которых было ориентировано на развитие у ребенка навыков самообслуживания.
- Зона сенсорного развития. В ней находятся разнообразные материалы, способствующие формированию чувственного восприятия ребенка, активизирует его воображение и творческие направления деятельности: глина, песок, пластилин, ножницы, клей, альбом, краски.
- Зона физического развития. Сюда входит спортивное оборудование, направленное на развитие у ребенка навыков лазания, перепрыгивания, отработки координации движений.