Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие фонетических умений у старших дошкольников при подготовке к обучению грамоте

Актуальность развития фонетических навыков в старшем дошкольном возрасте

Подготовка ребенка к школе является сложным этапом в его развитии. Готовность к школе определяется рядом параметров, среди которых особое место занимает психологическая зрелость ребенка и развитость его речи.

Первоначальным этапом речевого становления ребенка выступает формирование звуковой стороны речи. Только на основании сформированных фонетических навыков, происходит работа над грамматическим и лексическим строем языка, а затем реализуется становление осознанной и связной речи.

Замечание 1

Актуальность развития фонетических навыков в возрасте, когда осуществляется подготовка к школе, обусловлена тем, что сформированная речь оказывает прямое воздействие на дальнейшее развитие ребенка, определяет его психологическую готовность к обучению в школе и возможность изучения родного языка и литературы.

Фонетические знания и навыки открывают детям путь к чтению во время становления своих грамматических умений. Фонетическая подготовка отражает:

  • Правильное звуковое произношение;
  • Умение делать акцент на слогах и словах т.е. выделять ударный слог;
  • Соблюдение орфоэпических правил произношения;
  • Преемственность в обучении на всех его стадиях;
  • Осознанное восприятия ребенком языка, его роли и значимости, возможностей выражать свои мысли и чувства, посредством языка;
  • Возможности дальнейшего овладения письменной речью;
  • Знания о звуковом строении слова;
  • Возможности выявления звуков в словах, последовательности их расположения.

Фонематическое развитие опирается на формирование правильного слуха, устранение нарушений слухового восприятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок правильно воспринимал речь окружающих и свою собственную, чтобы в последствии иметь возможность ее верного воспроизведения. Только поставленный фонематический слух старшего дошкольника, позволяет переходить на следующую стадию речевого развития – лексического и грамматического строения предложений.

«Развитие фонетических умений у старших дошкольников при подготовке к обучению грамоте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Обучение чтение на этапе начального обучения в школе, во многом, зависит от развитости фонетической стороны речи ребенка. При чтении требуется работа со звуками, которыми ребенок оперирует. Тоже касается и формирования грамматических навыков. Без знаний фонематики и владения техникой работы со звуками, ребенок окажется не способен освоить грамматический строй языка.

Роль фонетического развития ребенка в начальной школе обусловлена:

  1. Фонетические навыки являются фундаментом развития умения читать и писать в процессе школьного обучения;
  2. Фонетические навыки отражают умение правильного произношения и четко поставленной речи;
  3. Фонетические умения являются основой развития орфографических навыков в начальной школе.

Основные методики развития фонетический навыков, как основа грамматического обучения

Выделяют несколько основных методик, ориентированных на развитие у старших дошкольников фонетических навыков, ориентированных на составление фундамента дальнейшего обучения грамоте в школе. Охарактеризуем две из них.

Знакомство со звучащим слово. Эта методика была предложена Педагогом-профессором Тумаковой Г.А. Она создала эту методику для развития фонетического слуха и восприятия, навыков ориентации в звуковом составе слова у детей старшего дошкольного возраста. Метод обучения строится на основе поэтапной работы. Первоначально ребенок ознакамливается с понятием «звук» и «слово». Причем, значения данных понятий не раскрываются ребенку в полной мере. Его обучают применять их на практике при построении контактов и общения со сверстниками и взрослыми. Знакомство с данными понятиями и их значением происходит через чтение литературных произведений, организацию различных игр, загадывание загадок, использование специальных упражнений, выполнение наглядного представления значений слов – выполнение зарисовок, предоставление картинок для просмотра и т.д. Далее, необходимо обучить детей прослушиванию слов, их восприятию. Для этого организуются, как правило, игровые методы обучения. Педагог дает детям прослушать слова, которые имеют определенный звуковой состав и параметры. Педагог называет звуки шуршащими, звенящими, тихими, низкими, высокими. Затем, дети выполняют задания на сравнение слов, имеющих сходные и различные звуковые характеристики, точное воспроизведение слов, их сопоставление. Затем, детям показывают, какой звуковой состав имеет то или иное слово. Таким образом, дети обучаются выполнению звукового анализа. Далее, детям предлагается разобрать слово на отдельные звуки. Дети обучаются выбирать определенные звуки в словах. Для этого, педагог предлагает выполнение упражнений, демонстрирующие, что звуки в словах разные и от них зависит смысл слова. Дети меняют звуки местами, заменяют звуки на другие и видят, как меняются слова. В последнюю очередь происходит развитие умений разделять слова на слоги и выделять ударный слог.

Азы грамматического обучения дошкольников. Данная методика составлена Дуровой Н.В., занимающейся изучением основ подготовки детей к школьному этапу обучения. Ее методика ориентирована на формирование фонетического слуха и развитие речевого внимания ребенка старшего дошкольного возраста. Эта методика выступает фундаментом развитие аналитических способностей ребенка, формирования умений проводить звуковой анализ слова. Это необходимо для последующего обучения ребенка грамоте. Данная методика, также, строится на поэтапной работе, включающей получение знаний о лексическом строе языка, знакомства с понятием «слова», формирование представлений о разной значимости слов, их строении и компонентах – звуках. Дети изучают линейность и протяженность слов, учатся правильной постановке интонации, интонационному выделению согласных и гласных звуков в словах, различать твердые и мягкие звуки в слове, выделять первый и последний звук слова. Таким образом, дети обучаются навыкам ориентирования в звуковой системе языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot