Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация образовательного процесса и развивающей среды ДОО на основе идей личностного развития

Сущность образовательного процесса и развивающей среды

Определение 1

Образовательный процесс – это обучение и общение, в ходе которого происходит процесс управляемого познания и усвоения общественно-исторического опыта, овладение тои или иной конкретной деятельностью, которая является базисом личностного развития и формирования.

Определение 2

Развивающая среда – это составная часть образовательной среды, представляющую собой специально организованное пространство.

На сегодняшний день педагоги должны разработать модель организации воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах ДОУ, учитывая требования образовательной программы ДОО и региональные особенности. Модели воспитательно-образовательного процесса необходимо отличаться гибкостью, чтобы воспитатель, при необходимости, мог корректировать и планировать организацию детской деятельности. Реализовывать содержание следует через организацию разнообразных видов деятельности детей или их включение в разнообразные формы и методы работы, выбирают которые на основании контингента детей.

Основные положения организации партнерской деятельности детей со взрослыми можно сформулировать следующим образом:

  • включенность воспитателя в деятельность вместе с детьми;
  • вовлекать детей в деятельность без принуждения;
  • разрешать детям свободно перемещаться по группе и общаться во время осуществления деятельности;
  • не ограничивать окончание образовательной деятельности.

Каждый день следует учитывать время, отводимое под совместные игры взрослых с детьми, причем инициативу в этих играх должна держать в руках воспитанники, а педагоги должны ее всячески поощрять. В режиме дня также необходимо предусмотреть время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

Образовательным процессом обеспечивается возможность для каждого ребенка удовлетворить свои потребности в развитии и развитие своих потенциальных способностей с сохранением своей индивидуальности и самореализации.

Образовательный процесс должен:

  • сочетать принципы научной обоснованности с практической применимостью;
  • соответствовать полноте, необходимости и достаточности;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей задач процесса образования детей.
«Организация образовательного процесса и развивающей среды ДОО на основе идей личностного развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В каждом образовательном учреждении образовательный процесс отличается своеобразием и уникальностью, что обусловлено возможностью принимать участие в проектировании его субъектов разного уровня – начиная государством и заканчивая конкретным учителем, родителем или ребенком.

Чтобы сконструировать оптимальную модель образовательного процесса, необходимо помнить о всех существующих в настоящее время образовательных моделях ДОО.

Три модели образовательного процесса в ДОО

Первая модельучебная – наиболее активно используемая в ДОО в последние годы. Организация образовательного процесса в детских садах выстраивается на основании принципа разделенных учебных методик, у каждой из которых есть собственная логика построения. В данной модели педагог выступает инициатором деятельности. Образовательный процесс предполагает дисциплинарную школьно-урочную форму. Педагог основывается на большом количестве конспектов по отдельным методикам, содержание которых не имеет ничего общего между собой.

Вторая модель - комплексно-тематическая, основой которой выступает сообщаемое знание, которое представлено эмоционально-образной формой. Реализация темы в разных типах деятельности детей вынуждает взрослого выбирать более свободную позицию, приблизив ее к партнерской.

В данной модели организация предметной среды становится не такой жестко, включает творчество педагога.

Набор тем определяют воспитатели, что придает систематичность всей образовательной деятельности. Образовательный процесс в целом направлен на расширение представлений ребенка об окружающем его мире, нежели на его развитие. Данная модель чаще всего используется учителями-логопедами.

Моделью предъявляются достаточно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем – сложный процесс.

Третья модель - предметно-средовая – предполагает проецирование содержания образования непосредственно на предметную среду. Взрослый организует все предметные среды, подбирает дидактические и развивающие материалы, провоцируя пробы и фиксируя ошибки детей. Классическим вариантом данной модели является система Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметными материалами и направленность на саморазвитие ребенка в данной модели вызывает утрату систематичности образовательной деятельности и резко сужает культурные горизонты дошкольников.

Основой образовательного процесса в современном мире является планирование. План – это проект педагогической деятельности каждого участника образовательного процесса.

Психолого-педагогические исследования, проведенные в последние десятилетия, продемонстрировали, что первостепенное значение в процессе планирования отводится не только знанию воспитателем возраста и индивидуальных особенностей ребенка, сколько учету их личностных характеристик и возможностей. Развивающее и личностно-ориентированное взаимодействие является опорой на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

  • постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности, темперамент, черты характера, взгляды и привычки детей;
  • уметь диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
  • своевременно выявлять и устранять причины, которые мешают ребенку достичь цели;
  • сочетать воспитание и самовоспитание;
  • опираться на активность, развитие инициативы и самодеятельности детей.

Таким образом, современный воспитатель выступает творческим, заинтересованным человеком, грамотным организатором и проектировщиком среды развития и накопления ребенком позитивных эмоциональных впечатлений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot