Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психолого-педагогические основы развития профессионального мастерства педагогов ДОУ

Все предметы / Психология / Психолого-педагогические основы развития профессионального мастерства педагогов ДОУ

Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ

Определение 1

Педагогическое мастерство – это совокупность свойств личности педагога, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне.

По мнению Н.В. Кузьминой только в деятельности происходит формирование мастерства.

Качественность профессиональной деятельности в педагогической науке определяется понятием «педагогическое мастерство,» под которым разные авторы понимают – комплекс свойств личности; синтез научных знаний, умений, навыков; высший уровень владения педагогической технологией; устойчивую систему оправданных педагогических действий и операций; синтез развитого психолого-педагогического мышления и др.

Более прогрессивное определение педагогического мастерства дает Н.П. Тарасевич, подчеркивающий, что в структуре педагогического мастерства выражается в целом личность педагога и его деятельность. Автор считает педагогическое мастерство комплексом свойств личности, благодаря которым уровень самоорганизации профессиональной деятельности высокий.

Замечание 1

В структуре педагогического мастерства Н.П. Тарасевич выделяет гуманистическую направленность личности педагога, профессиональные знания и умения, педагогическую технику и педагогические способности.

Педагогическое мастерство – это та вершина, к которой педагог должен стремиться. Фактором формирования профессионального мастерства педагогов ДОУ является педагогическая деятельность при реализации следующих условий:

  • Включение педагогов ДОУ в творческую деятельность, которая обеспечивает развитие и саморазвитие профессиональной направленности, реализацию творческого потенциала;
  • Совершенствование профессиональных знаний и умений через разнообразные методические формы работы. Выделяются инновационные формы работы – психолого-педагогические консилиумы, школы профессионального мастерства и передового опыта, педагогические мастерские, мастер-классы, школы исследователя, способствующие становлению профессионального мастерства;
  • Совершенствование умений в области педагогической техники, которая представляет собой совокупность навыков, необходимых для применения системы методов педагогического воздействия, как на отдельного ребенка, так и на весь детский коллектив. Совершенствование этих умений возможно на основе организации методической работы с учетом уровня профессионализма педагога;
  • Стимулирование педагогов с целью развития педагогических способностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессионально-личностные качества воспитателя – основа развития профессионализма

Профессиональные качества личности рассматриваются как проявление её психических особенностей и понимаются как индивидуальные свойства субъекта деятельности, необходимые для реализации на нормативно заданном уровне.

Эффективность работы дошкольных учреждений зависит от личности педагога, его профессионализма и взаимоотношений с детьми, а не только от имеющихся программ обучения и воспитания.

Высококвалифицированный педагог в своей работе сочетает достижения педагогики, личный опыт, предпочтения и особенности тех детей, с которыми работает.

Социально-психологические образования педагога обладают факторным влиянием на результат его профессиональной деятельности.

Образовательные стандарты дошкольного образования меняют требования к профессионально-личностным качествам воспитателя. Сегодняшний воспитатель – это инициатор своей активности – практической педагогической деятельности, поведения, общения, самосовершенствования.

К требованиям профессиональной деятельности педагогов ученые предлагают относить профессиональное и педагогическое мастерство, педагогические способности и культуру, готовность к педагогической деятельности, педагогическое творчество.

К профессионально-личностным качествам относятся: интеллект, широкий кругозор, интеллигентность, гуманизм, толерантность, способность к творчеству.

Все эти качества дают возможность воспитателю подняться к профессиональному мастерству, самосовершенствоваться, обладать культурой общения и речи, духовным богатством.

Хороший педагог является яркой личностью с собственной техникой воздействия, взаимодействия, общения и саморегуляции.

Специалисты считают, что педагогические способности являются наиболее признанными интегрированными личностными качествами педагога, которые представляют собой индивидуально-психологические свойства личности и выражаются в любви к детям. Педагогические способности являются основой профессионального мастерства воспитателя. К ним относятся организаторские и дидактические способности, перцептивные и коммуникативные, суггестивные, исследовательские и научно-познавательные способности.

К ведущим педагогическим способностям относятся коммуникативность и педагогически направленное общение, потому что без них невозможно осуществлять педагогическую деятельность.

Надо сказать, что педагогические способности относятся к одному из требований профессиональной деятельности воспитателя, но не являются решающим профессионально-личностным качеством.

Замечание 2

К профессионально значимым качествам относятся устойчивые общие и специфические черты, которые обеспечивают полноценное выполнение профессиональных функций и обязанностей.

Профессиональное самообразование – основа профессионального мастерства и педагогической культуры педагогов ДОУ

Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения важным моментом является постоянное обновление и совершенствование своих знаний. Самообразование – это один из способов реализации данного умения.

Поскольку дошкольное образование относится к первой ступени системы образования, то задача воспитателя заключается в том, чтобы выбрать такую технологию воспитания и образования, которая бы способствовала разностороннему развитию ребенка.

Современный воспитатель, таким образом, должен быть учителем-инноватором, а это требует от воспитателя постоянного инновационного развития, совершенствование своего профессионального мастерства, ориентирование на творческую работу.

Основой эффективной работы воспитателя является самостоятельная работа над своим уровнем квалификации.

Сегодня ни один воспитатель не может обойтись без знаний педагогики, психологии, валеологии и др. Самообразование – это важнейшее средство повышения своей компетентности, самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интереса и склонностей каждого конкретного человека.

Замечание 3

Процесс самообразования имеет тесную связь с самовоспитанием и является его составной частью.

Самообразование и творческие поиски педагога лежат в основе его мастерства, а это значит, что потребностью каждого воспитателя должно быть стремление к самосовершенствованию.

Важным направлением самообразования является совершенствование методических знаний – это изучение технологий личностно-ориентированных, специальной методики развития детей, внедрение в практику передового опыта и достижений педагогической науки, участие в методической работе ДОУ, изучение специальной литературы.

Молодым специалистам свою работу по самообразованию лучше направить на осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития ребенка, на формирование основ педагогического мастерства, а также на развитие умений и конструктивных способностей.

Опытным специалистам лучше развивать способности к перепроектированию своей деятельности в контексте социального заказа общества, проявлению своего творческого потенциала, пропаганде собственных достижений, развитию исследовательской деятельности.

Направления самообразования определяются в зависимости от педагогического стажа специалиста.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис