Педагогическая культура родителей: проблемы и принципы ее формирования
Педагогическая культура родителя – это личностное образование, выражающееся направленностью на полноценное воспитание и развитие своего ребенка, способностью к самоконтролю и регулированию собственного поведения, владением психолого-педагогическими методиками и знаниями.
Педагогическая культура родителей – действенный фактор духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности дошкольников.
Современный детский сад постепенно становится открытой образовательной системой. Педагогический процесс в дошкольном учреждении становится свободнее, гибче, дифференцированнее, гуманнее, при этом, педагоги базируются на сотрудничестве и взаимодействии с родителями и ближайшими социальными институтами.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство ДОУ решается в трех аспектах:
- работа коллектива ДОУ, направленная на организацию взаимодействия с семьями, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательность в общении педагогов и родителей. Позитивный настрой – прочный фундамент, на котором базируется вся работа педагогов и родителей. Тут недопустима категоричность и требовательный тон.
- Индивидуальный подход требуется не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с родителями. Воспитатель при общении с родителями должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы.
- Сотрудничество, но не наставничество. Воспитателю необходимо формировать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложной педагогической ситуации, демонстрировать заинтересованность всего педагогического коллектива детского сада в проблемах семьи и показывать искреннее стремление помочь.
- Серьезная подготовка – любое мероприятие по работе с родителями должно быть тщательно подготовлено. Главное в такой работе – качество. Плохо спланированное родительское собрание или какое-либо иное мероприятие может отрицательно сказаться на положительном имидже всего учреждения.
- Динамичность – современное ДОУ должно постоянно развиваться, а не функционировать, оно должно быть мобильной системой, которая может быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов.
На основании приведенных принципов должны выбираться и формы и направления работы сотрудников детского сада и семьей воспитанников.
Необходимо начинать подготовку к любому мероприятию с изучения социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Следует проводить анкетирования, личные беседы на эту тему, что поможет правильно построить систему работы с родителями, сделать ее эффективнее, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями.
К задачам социального партнерства семьи и ДОУ относят:
- реализацию единого подхода к воспитанию и образованию детей в семье и ДОУ;
- создание условий для благоприятного микроклимата взаимодействия с родителями;
- активизацию и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников строится на принципах доброжелательности, доверия, целенаправленности и систематичности, дифференцированном подходе, учитывающем специфику каждой семьи.
Могут быть выделены следующие этапы организации взаимодействия педагогов и семей воспитанников:
- подготовительный - включает подготовку консультативных материалов для родителей, популяризацию деятельности ДОУ;
- выявление вовлеченности семей в образовательную деятельность, уровня требований родителей к образованию детей;
- разработка плана взаимодействия с семьями, предполагающего внедрение инновационных форм повышения педагогической компетентности родителей.
Модели организации общения педагогов с семьями
Выделяют несколько видов моделей общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников:
- информационно-аналитические - предполагают необходимость выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, установление эмоциональных контактов между педагогами, родителями и воспитанниками.
- досуговые - предполагают установление доверительных отношений, эмоциональных контактов в системе «педагог - ребенок- родитель», путем совместного проведения праздников, участия родителей и детей в выставках и пр.
- познавательные - предполагают необходимость ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями их детей, сформировать у родителей практические навыки в воспитании детей.
- наглядно-информационные – предполагают ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, работающими в группе, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
Использование разнообразных форм работы дает свои результаты: родители из зрителей и простых наблюдателей становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, между ними создается атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы ДОУ демонстрирует, что позиция родителей стала податливее, теперь они чувствуют более высокий уровень компетентности в воспитании детей. Родители искренне интересуются жизнью группы, выражают восхищение результатами и продуктами деятельности детей, эмоционально поддерживают своего ребенка. Большая часть родителей начали посещать собрания группы, принимать активное участие в праздниках и развлечениях, совместных выставках и показах. Организация работы с семьями воспитанников – трудная и не имеющая готовых схем и технологий работа.