Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое просвещение родителей детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Все предметы / Психология / Психологическое просвещение родителей детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Потребность в психологическом просвещении родителей в ДОУ

Поступление детей в дошкольное учреждение — это особый период в жизни самого дошкольника и его родителей. Необходимость психологического просвещения родителей детей раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений обусловлена физиологическими и психологическими трудностями сепарации ребенка от родителей. Как правило, родители в этом случае демонстрируют негативные эмоции в отношении дошкольного учреждения.

Отзывы о ДОУ в СМИ чаще всего содержат негативную информационную составляющую. Они «пугают» родителей, дети которых поступают в ДОУ, мешая становиться полноценными участниками образовательных отношений. Этот факт предполагает необходимость работы в области психологического просвещения в период адаптации дошкольников к образовательной организации. Она должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.

Один из способов работы с родителями в адаптационный период представлен психолого-педагогическим сопровождением и просвещением. Этот процесс дает возможность:

  • повышения психолого-педагогической компетентности родителей,
  • формирования позитивного отношение к ДОУ,
  • налаживания взаимоотношений с сотрудниками ДОУ и родительской общественностью группы.

Большая доля психолого-педагогических исследований посвящена анализу и описанию психолого-педагогического просвещения ребенка в период адаптации к ДОУ, а психолого-педагогическое сопровождение родителей освещается незначительно.

Замечание 1

С точки зрения социологии адаптация — это вхождение личности в социальную среду через освоение норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций. С точки зрения биологии адаптация представляет собой способность организма приспосабливаться к разным условиям внешней среды.

Адаптация является процессом и результатом согласования детей с окружающим миром. Благодаря психологическому просвещению этот процесс проходит более гладко и правильно. Ребенок успешно приспосабливается к меняющейся среде, новым условиям жизни и деятельности, структуре взаимоотношений в соответствующих социально-психологических общностях.

Готовые работы на аналогичную тему

Темы психологического просвещения родителей в ДОУ

Родители, дети которых поступают в дошкольную образовательную организацию, начинают испытывать особые чувства в ходе адаптации. Для этого состояния характерна высокая тревожность, обостряется чувство жалости к ребенку и к самому себе. У родителей преобладает интерес ко всему, что относится к обеспечению жизнедеятельности дошкольника (еда, сон, туалет).

В ходе привыкания к детскому саду родители часто проявляют повышенное внимание к педагогам. Оно может характеризоваться усиленным контролем и даже заискиванием. Для некоторых взрослых присуща в этом процессе многословность, они задают большое количество вопросов, интересуются подробностями и деталями из дня, прожитого ребенком.

Педагоги и психологи считают, что родители также способны испытывать чувство фрустрации. Оно может проявиться как переживание негативных эмоциональных состояний. В это время родителям необходимо психологическое сопровождение и просвещение, так как происходит «отделение» ребенка от родителей.

Поступление детей в детский сад сопровождается иногда не только напряженностью их самих, но и напряженностью родителей. Психологическая напряженность связана с ощущением общего дискомфорта родителя, включая тревогу и страх.

Психологическое сопровождение родителей детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, должно быть направлено на работу с тревогой. Родители получают в результате готовность овладеть ситуацией и действовать в ней соответствующим образом.

Еще одним психологическим феноменом, который сопровождает родителей при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ, является страх. Мать и отец начинают бояться за своего ребенка в условиях новой ситуации. Для них присуще эмоционально насыщенное ощущение беспокойства как ответ на реальную или воображаемую угрозу.

Психолого-педагогическое сопровождение

В условиях современного образования происходит интенсивное развитие идеи психолого-педагогического сопровождения. В первую очередь, оно направлено на участников образовательных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение включает процесс просвещения родителей по проблемам оказания эффективной и квалифицированной педагогическо-психологической помощи. Эти действия включают совместную деятельность специалистов, которая направлена на формирование системы педагогических, социальных и психологических условий. Они способствуют успешному обучению, социализации и личностному развитию в конкретной образовательной среде.

Работа с семьей в рамках ДОУ включает следующие направления:

  • Педагогическое,
  • Социальное,
  • Психологическое,
  • Диагностическое,
  • Медицинской.

В основе педагогического просвещения родителей детей раннего возраста лежит гипотеза о недостатке воспитательных знаний и умений у родителей. Эта модель концентрируется на повышении психологической культуры матери и отца. Ее реализация происходит в рамках психологического просвещения.

Иногда требуется социальная модель работы с родителями. Она используется в случае неблагоприятных условий, в которых находится семья. В этой ситуации предполагается внешнее вмешательство. Психологическая помощь родителям может быть, когда проблемы связаны с особенностями личности членов семьи. Здесь производится анализ семейной ситуации и психодиагностика личности.

Основа диагностической модели состоит в том, что не все родители обладают специальными знаниями. Медицинскую модель применяют тогда, когда семейная проблема представлена болезнью ребенка или членов семьи.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис