Сотрудничество – основа современного обучения
Современное образование основывается на концепции развивающего обучения. Оно ориентировано на становление и развитие личности учащегося на всех уровнях и этапах образовательного процесса.
Реализация развивающего образования возможна при построении образовательной деятельности в опоре на принцип сотрудничества. Такое обучение предполагает установление между учащимся и педагогом субъект-субъектного взаимодействия и установление между ними сотруднических отношений: каждый является равноправным и равнозначным партнером образовательной деятельности, внося в нее свой вклад.
Обучение, основанное на принципе сотрудничества, включает в свой состав следующие компоненты:
- Совместная деятельность педагога и учащихся, ориентированная на передачу и принятие информации об устройстве окружающего мира и законов его функционирования. В ходе установления сотрудничества между педагогом и учащимися осуществляется формирование мотивации к познанию и развитию обоих сторон. От данного сотрудничества зависит эффективность познавательной деятельности и возможность достижения целей и задач образования.
- Сотрудничество между педагогом и учащимся включает в себя деятельность, ориентированную не только на получение знаний, но и формирование системы отношений в образовательном процессе. Сотрудничество ориентировано на развитие у учащихся навыков самостоятельного познания. Оно начинается с организации совместной деятельности учащихся и педагога и переходит к самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
- Сотрудничество выступает как фактор мотивации учащихся к познанию и развитию. Только посредством установления межличностного взаимодействия между педагогом и учащимися происходит активизация познавательной активности учащегося. Учащийся чувствует свою значимость и стремится к деятельности, реализуя свой потенциал с принятием помощи педагога.
Таким образом, современное образование базируется на совместной деятельности педагога и учащегося. Они являются субъектами сотворчества, т. е. выполняют деятельность, направленную на творческое развитие и самореализацию.
Сотрудничество субъектов образовательной деятельности основывается на предоставлении им возможностей творческого разрешения образовательных задач и проблем. Педагог представляет учащимся творческие задачи: знания не даются в готовом виде. Формируются навыки познания и поиска информации, а также самостоятельного формулирования выводов и умозаключений.
Педагог предлагает учащимся добывать знания самостоятельно, применяя для этого актуальные методы и приемы деятельности. Учащимся оказывается помощь в поиске знаний, рассуждениях, решении различных проблемных задач.
Правила реализации сотворчества учителя и ученика
Реализация сотворчества между педагогом и учащимся реализуется на основании следующих правил:
- Непрерывное саморазвитие педагога, повышение его мастерства и квалификации.
- Ориентация педагога на творческий подход в организации образовательного процесса.
- Установление между учащимся и педагогом доверительных отношений.
- Применение педагогом демократического стиля педагогического общения.
- Совместный поиск с учащимися расширения познавательных возможностей и резервов повышения качества образовательной деятельности.
- Наличие у педагогов навыков определения психического состояния учащегося, выявления его текущих потребностей и потенциальных возможностей.
- Наличие у педагогов навыков преподнесения своей личности в качестве партнера, которому можно довериться и принять его помощь.
- Придание взаимодействию педагога и учащегося деятельностного характера.
- Опора на индивидуальное и дифференцированное обучение.
- Опора на реальные возможности учащегося. Необходимо акцентировать внимание на развитии тех возможностей, которые находятся в «зоне ближайшего развития» учащегося.
учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Сотворчество ученика и учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация сотворчества в преподавании различных дисциплин
Установление сотрудничества между педагогом и учащимися имеет свои особенности в преподавании разных дисциплин. Это обусловлено спецификой конкретной дисциплины, ее содержанием и методическими требованиями к ее преподаванию.
Например, при изучении гуманитарных дисциплин – истории, философии, литературы, актуально использование технологии проблемного обучения. Педагог ставит проблемную ситуацию и распределяет действия учащихся. Они, в свою очередь, начинают рассуждать по данной проблеме, выдвигают гипотезы и пытаются найти ей обоснование, подтверждение, а затем представить свою точку зрения и свое видение решения проблемы. При этом, педагог оценивает правильность решения проблемы, помогает в его коррекции.
Что касается сотворчества на уроках русского языка, то оно может быть реализовано в организации групповой работы, которая помогает установить диалоговое взаимодействие, улучшить межличностные отношения и сделать процесс обучения активным.
Преподавание точных наук – физики, химии, математики, основанное на сотворчестве, ориентировано на формирование у учащихся понимания значения научных законов и правил. Обучение основывается на экспериментальной работе, в ходе которой происходит раскрытие учащегося, осуществление им самостоятельного поиска и совершение открытий. Экспериментальная и исследовательская деятельность побуждает к познанию, мотивирует к активности учащегося в обучении.
Разные виды экспериментальной работы могут стать частью отдельного этапа урока и заполнить его полностью. Эксперименты должны быть наглядными и отвечать целевому назначению учебного занятия. Учащиеся учатся переносить эксперименты и их результаты в реальную жизнедеятельность. Также, эксперименты даются учащимся в качестве домашнего задания. Также обучение является увлекательным и целеориентированным.
Сотворчество требует наличия у педагога и учащихся креативного мышления и склонности к творческой деятельности.