Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение как сотворчество учителя и ученика

Сотрудничество – основа современного обучения

Современное образование основывается на концепции развивающего обучения. Оно ориентировано на становление и развитие личности учащегося на всех уровнях и этапах образовательного процесса.

Реализация развивающего образования возможна при построении образовательной деятельности в опоре на принцип сотрудничества. Такое обучение предполагает установление между учащимся и педагогом субъект-субъектного взаимодействия и установление между ними сотруднических отношений: каждый является равноправным и равнозначным партнером образовательной деятельности, внося в нее свой вклад.

Обучение, основанное на принципе сотрудничества, включает в свой состав следующие компоненты:

  1. Совместная деятельность педагога и учащихся, ориентированная на передачу и принятие информации об устройстве окружающего мира и законов его функционирования. В ходе установления сотрудничества между педагогом и учащимися осуществляется формирование мотивации к познанию и развитию обоих сторон. От данного сотрудничества зависит эффективность познавательной деятельности и возможность достижения целей и задач образования.
  2. Сотрудничество между педагогом и учащимся включает в себя деятельность, ориентированную не только на получение знаний, но и формирование системы отношений в образовательном процессе. Сотрудничество ориентировано на развитие у учащихся навыков самостоятельного познания. Оно начинается с организации совместной деятельности учащихся и педагога и переходит к самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
  3. Сотрудничество выступает как фактор мотивации учащихся к познанию и развитию. Только посредством установления межличностного взаимодействия между педагогом и учащимися происходит активизация познавательной активности учащегося. Учащийся чувствует свою значимость и стремится к деятельности, реализуя свой потенциал с принятием помощи педагога.
Замечание 1

Таким образом, современное образование базируется на совместной деятельности педагога и учащегося. Они являются субъектами сотворчества, т. е. выполняют деятельность, направленную на творческое развитие и самореализацию.

Сотрудничество субъектов образовательной деятельности основывается на предоставлении им возможностей творческого разрешения образовательных задач и проблем. Педагог представляет учащимся творческие задачи: знания не даются в готовом виде. Формируются навыки познания и поиска информации, а также самостоятельного формулирования выводов и умозаключений.

Педагог предлагает учащимся добывать знания самостоятельно, применяя для этого актуальные методы и приемы деятельности. Учащимся оказывается помощь в поиске знаний, рассуждениях, решении различных проблемных задач.

Правила реализации сотворчества учителя и ученика

Реализация сотворчества между педагогом и учащимся реализуется на основании следующих правил:

«Обучение как сотворчество учителя и ученика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Непрерывное саморазвитие педагога, повышение его мастерства и квалификации.
  2. Ориентация педагога на творческий подход в организации образовательного процесса.
  3. Установление между учащимся и педагогом доверительных отношений.
  4. Применение педагогом демократического стиля педагогического общения.
  5. Совместный поиск с учащимися расширения познавательных возможностей и резервов повышения качества образовательной деятельности.
  6. Наличие у педагогов навыков определения психического состояния учащегося, выявления его текущих потребностей и потенциальных возможностей.
  7. Наличие у педагогов навыков преподнесения своей личности в качестве партнера, которому можно довериться и принять его помощь.
  8. Придание взаимодействию педагога и учащегося деятельностного характера.
  9. Опора на индивидуальное и дифференцированное обучение.
  10. Опора на реальные возможности учащегося. Необходимо акцентировать внимание на развитии тех возможностей, которые находятся в «зоне ближайшего развития» учащегося.

Сотворчество ученика и <a href=учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Сотворчество ученика и учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Организация сотворчества в преподавании различных дисциплин

Установление сотрудничества между педагогом и учащимися имеет свои особенности в преподавании разных дисциплин. Это обусловлено спецификой конкретной дисциплины, ее содержанием и методическими требованиями к ее преподаванию.

Например, при изучении гуманитарных дисциплин – истории, философии, литературы, актуально использование технологии проблемного обучения. Педагог ставит проблемную ситуацию и распределяет действия учащихся. Они, в свою очередь, начинают рассуждать по данной проблеме, выдвигают гипотезы и пытаются найти ей обоснование, подтверждение, а затем представить свою точку зрения и свое видение решения проблемы. При этом, педагог оценивает правильность решения проблемы, помогает в его коррекции.

Что касается сотворчества на уроках русского языка, то оно может быть реализовано в организации групповой работы, которая помогает установить диалоговое взаимодействие, улучшить межличностные отношения и сделать процесс обучения активным.

Преподавание точных наук – физики, химии, математики, основанное на сотворчестве, ориентировано на формирование у учащихся понимания значения научных законов и правил. Обучение основывается на экспериментальной работе, в ходе которой происходит раскрытие учащегося, осуществление им самостоятельного поиска и совершение открытий. Экспериментальная и исследовательская деятельность побуждает к познанию, мотивирует к активности учащегося в обучении.

Разные виды экспериментальной работы могут стать частью отдельного этапа урока и заполнить его полностью. Эксперименты должны быть наглядными и отвечать целевому назначению учебного занятия. Учащиеся учатся переносить эксперименты и их результаты в реальную жизнедеятельность. Также, эксперименты даются учащимся в качестве домашнего задания. Также обучение является увлекательным и целеориентированным.

Сотворчество требует наличия у педагога и учащихся креативного мышления и склонности к творческой деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot