Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образовательные технологии по ФГОС

Понятие и сущность образовательных технологий по ФГОС

Определение 1

Образовательная технология – совокупность специально подобранных методов, форм, способов и приемов воспитания и обучения, которые используются педагогом системно в образовательном процессе, с целью повышения его эффективности и достижения прогнозируемого педагогического результата.

Образовательные технологии по ФГОС различаются по основаниям:

  1. В зависимости от источника возникновения:

    • технологии на основе определенной научной концепции;
    • технологии на основе успешного педагогического опыта.
  2. В зависимости от целей и задач:

    • технологии, направленные на успешное усвоение и закрепление знаний, воспитание;
    • технологии, направленные на целостное развитие природных качеств личности.
  3. В зависимости от педагогических средств, которые оказывают воздействие на получение ожидаемого результата.

  4. В зависимости от функций, которые осуществляет педагог в рамках образовательной технологии (диагностические, управленческие и т.д.).

  5. В зависимости от того на какую сторону педагогического процесса направлена образовательная технология.

Замечание 1

Каждая образовательная технологи, вне зависимости от ее вида, направлена на реализацию разнообразных научных положений, теорий и идей педагогической практики. Именно поэтому современные образовательные технологии занимают промежуточное положение между практикой и наукой.

Классификация образовательных технологий по ФГОС

В настоящее время существует несколько видов классификаций образовательных технологий по ФГОС, в зависимости от параметров технологии.

Виды образовательных технологий по ФГОС:

  1. В зависимости от уровня применения:

    • общепедагогические технологии – реализуются в рамках образовательного процесса конкретного региона, учебного заведения или определенной ступени образования, отличаются целостностью;
    • частнопредметные – представляют собой совокупность методов и средств, определяющих содержание воспитания и обучения в рамках конкретного предмета (например, математики, русского языка и т.д.);
    • модульные или локальные – реализуются в рамках отдельной части педагогического процесса.
  2. В зависимости от организационной формы: классно-урочная, альтернативная, академическая, клубная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная.

  3. В зависимости от типа управления познавательной деятельностью учащихся:

    • традиционные технологии - лекции, ТСО, получение знаний по учебнику и т.д.;
    • дифференцированные технологии – с использованием индивидуальных программ обучения (например, малые группы, репетиторство);
    • программированные технологии – с использованием мультимедиа, разнообразных учебных программ ИКТ и т.д.
  4. В зависимости от подхода к ребенку:

    • технологии, основанные на авторитарном подходе к учащимся – педагог выступает единоличным субъектом педагогического процесса, учащийся же выступает в качестве объекта. Данный вид технологий отличается строгой организацией учебного процесса, недопущением проявления какой-либо инициативы и самостоятельности со стороны учащихся, основной метод используемый педагогом в подходе к ребенку – принуждение;
    • технология, основанная на сотрудничестве между педагогом и учащимися – основная форма взаимодействия представлена демократизмом и равенством между партнерами. Отношения педагога и учащихся – «субъект-субъектные отношения», процесс обучения строится на соавторстве, общей деятельности, направленной на достижения цели образования;
    • технология, основанная на свободном воспитании, которое предоставляет учащимся возможность выбирать самостоятельно ту сферу деятельности, которая ему действительно интересна;
    • технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, ставящем в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в получении знаний, создание благоприятных условий для обучения;
    • технологии, основанные на разработках и концепциях психотерапевтической педагогики, которая направлена на поддержку и оказание помощи личности учащегося в процессе образования;
    • технологии, которые основаны на традиционных (массовых) принципах обучения – данные технологии рассчитаны на среднестатистического учащегося, его потребностях и уровне обучаемости;
    • технологии, основанные на продвинутом обучении – предусматривают углубленное изучение определенных учебных дисциплин, чаще всего используются в лицеях, гимназиях и т.д.
    • технологии, предусматривающие различные виды компенсирующего обучения – используются для осуществления коррекционной работы, поддержки и выравнивания, имеющихся проблем в развитии.
  5. В зависимости от ориентации технологии на личностные структуры:

    • информационные технологии – направлены на формирование у учащихся необходимого фундамента школьных знаний, умений и навыков;
    • операционные технологии – направлены на формирование у учащихся навыков операционной деятельности;
    • технология, направленная на саморазвитие – предполагают формирование у каждого учащегося эффективных способов умственных действий;
    • эвристические технологии – нацелены на развитие у учащихся творческих способностей;
    • прикладные технологии – предусматривают эффективное обеспечение формирования действенно-практической сферы личности учащегося.
  6. В зависимости от характера структуры и содержания технологии: обучающая, светская, религиозная, общеобразовательная, профессиональная, гуманистическая, технократическая, моно- и политехнология, проникающая и т.д.

В настоящее время в современной педагогике насчитывается больше ста образовательных технология, большинство из которых используются в образовательных учреждениях и показывают высокий результат. Большое значение в эффективности реализуемой образовательной технологии имеет профессиональная компетентность педагога и его желание в получении высокого результата обучения

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot