Понятие и сущность образовательных технологий по ФГОС
Образовательная технология – совокупность специально подобранных методов, форм, способов и приемов воспитания и обучения, которые используются педагогом системно в образовательном процессе, с целью повышения его эффективности и достижения прогнозируемого педагогического результата.
Образовательные технологии по ФГОС различаются по основаниям:
В зависимости от источника возникновения:
- технологии на основе определенной научной концепции;
- технологии на основе успешного педагогического опыта.
В зависимости от целей и задач:
- технологии, направленные на успешное усвоение и закрепление знаний, воспитание;
- технологии, направленные на целостное развитие природных качеств личности.
В зависимости от педагогических средств, которые оказывают воздействие на получение ожидаемого результата.
В зависимости от функций, которые осуществляет педагог в рамках образовательной технологии (диагностические, управленческие и т.д.).
В зависимости от того на какую сторону педагогического процесса направлена образовательная технология.
Каждая образовательная технологи, вне зависимости от ее вида, направлена на реализацию разнообразных научных положений, теорий и идей педагогической практики. Именно поэтому современные образовательные технологии занимают промежуточное положение между практикой и наукой.
Классификация образовательных технологий по ФГОС
В настоящее время существует несколько видов классификаций образовательных технологий по ФГОС, в зависимости от параметров технологии.
Виды образовательных технологий по ФГОС:
В зависимости от уровня применения:
- общепедагогические технологии – реализуются в рамках образовательного процесса конкретного региона, учебного заведения или определенной ступени образования, отличаются целостностью;
- частнопредметные – представляют собой совокупность методов и средств, определяющих содержание воспитания и обучения в рамках конкретного предмета (например, математики, русского языка и т.д.);
- модульные или локальные – реализуются в рамках отдельной части педагогического процесса.
В зависимости от организационной формы: классно-урочная, альтернативная, академическая, клубная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная.
В зависимости от типа управления познавательной деятельностью учащихся:
- традиционные технологии - лекции, ТСО, получение знаний по учебнику и т.д.;
- дифференцированные технологии – с использованием индивидуальных программ обучения (например, малые группы, репетиторство);
- программированные технологии – с использованием мультимедиа, разнообразных учебных программ ИКТ и т.д.
В зависимости от подхода к ребенку:
- технологии, основанные на авторитарном подходе к учащимся – педагог выступает единоличным субъектом педагогического процесса, учащийся же выступает в качестве объекта. Данный вид технологий отличается строгой организацией учебного процесса, недопущением проявления какой-либо инициативы и самостоятельности со стороны учащихся, основной метод используемый педагогом в подходе к ребенку – принуждение;
- технология, основанная на сотрудничестве между педагогом и учащимися – основная форма взаимодействия представлена демократизмом и равенством между партнерами. Отношения педагога и учащихся – «субъект-субъектные отношения», процесс обучения строится на соавторстве, общей деятельности, направленной на достижения цели образования;
- технология, основанная на свободном воспитании, которое предоставляет учащимся возможность выбирать самостоятельно ту сферу деятельности, которая ему действительно интересна;
- технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, ставящем в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в получении знаний, создание благоприятных условий для обучения;
- технологии, основанные на разработках и концепциях психотерапевтической педагогики, которая направлена на поддержку и оказание помощи личности учащегося в процессе образования;
- технологии, которые основаны на традиционных (массовых) принципах обучения – данные технологии рассчитаны на среднестатистического учащегося, его потребностях и уровне обучаемости;
- технологии, основанные на продвинутом обучении – предусматривают углубленное изучение определенных учебных дисциплин, чаще всего используются в лицеях, гимназиях и т.д.
- технологии, предусматривающие различные виды компенсирующего обучения – используются для осуществления коррекционной работы, поддержки и выравнивания, имеющихся проблем в развитии.
В зависимости от ориентации технологии на личностные структуры:
- информационные технологии – направлены на формирование у учащихся необходимого фундамента школьных знаний, умений и навыков;
- операционные технологии – направлены на формирование у учащихся навыков операционной деятельности;
- технология, направленная на саморазвитие – предполагают формирование у каждого учащегося эффективных способов умственных действий;
- эвристические технологии – нацелены на развитие у учащихся творческих способностей;
- прикладные технологии – предусматривают эффективное обеспечение формирования действенно-практической сферы личности учащегося.
В зависимости от характера структуры и содержания технологии: обучающая, светская, религиозная, общеобразовательная, профессиональная, гуманистическая, технократическая, моно- и политехнология, проникающая и т.д.
В настоящее время в современной педагогике насчитывается больше ста образовательных технология, большинство из которых используются в образовательных учреждениях и показывают высокий результат. Большое значение в эффективности реализуемой образовательной технологии имеет профессиональная компетентность педагога и его желание в получении высокого результата обучения