Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цели и ценности современного образования

Стратегические цели образования

Определение 1

Образование – это целенаправленный процесс по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения, реализуемый в интересах отдельной личности и общества.

Образование развивается в соответствии с тенденциями этапа общественного развития. Это обуславливает различия в стратегических и тактических целях образовательной политики на конкретном этапе социально-экономического развития общества.

Определение 2

Цель образования – это результаты, которых требуется достичь в ходе реализации образовательной деятельности в течение определенного периода.

Цели современного образования отражаются в стратегии образовательной деятельности.

Современная политика в сфере образования выдвигает следующие стратегические цели образования:

  1. Повышение доступности образования.
  2. Достижение высокого качества образовательной деятельности.
  3. Соответствие образовательных программ и итогов образовательной деятельности требованиям современного инновационного развития экономики и социальной сферы, а также общественным потребностям граждан.
  4. Обновление содержания, методов и форм, технологий и средств реализации образовательной деятельности.
  5. Переход образовательных услуг в новое качественное состояние.

Реализация данных стратегических целей осуществляется на основе федеральных стандартов организации и ведения образовательной деятельности на разных уровнях и этапах – ФГОС. Они устанавливают требования к итогам образовательной деятельности и формируют портрет учащегося и выпускника, устанавливают перечень компетентностей, которыми должны владеть учащиеся по завершению обучения на дошкольном, начальном школьном, среднем и старшем школьном обучении. Кроме того, ФГОС устанавливают ответственных за достижение конкретных результатов образовательной деятельности и утверждают вариативность образовательных программ.

«Цели и ценности современного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ценности образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ценности образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ценности образования 21 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ценности образования 21 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

ФГОС устанавливают следующие основополагающие компетентности, которые должны быть сформированы у выпускника школы в настоящее время:

  1. Информационная компетентность. Она отражает навыки работы с информационными ресурсами: поиск, обработка, хранение, анализ, передача информации;
  2. Коммуникативная компетентность. Она связана с навыками социального взаимодействия и построения продуктивного социального общения;
  3. Самоорганизация деятельности. Она отражает умения целевого ориентирования своей деятельности, экономичного и рационального, а также целесообразного использования ресурсов, планирования и прогнозирования своей деятельности и использование для ее реализации здоровьесберегающих технологий;
  4. Самообразование и саморазвитие. Данная компетенция связана с навыками принятия решения, совершении выбора своего образовательного маршрута, проектирование содержания своего образования, исходя из текущих потребностей рынка. Данные способности требуют формирования навыков непрерывного обучения и развития личности т.е. самообразование и совершенствование, повышение профессионального уровня на протяжении всего жизненного пути.

Проблемы современного образования

Новые образовательные стандарты, требования и целевые ориентиры предполагают повышение качества образовательной деятельности. Однако, этого не всегда удается достичь.

Образовательная деятельность на современном этапе развития общества сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:

  1. Несоответствие содержания образовательных программ реальной жизни и практической профессиональной деятельности. Образовательные программы не включают в себя системные данные об окружающей среде конкретного региона, местности и не отражают динамику их изменений.
  2. Гуманитаризация образования. В настоящее время начинается постепенный переход к естественнонаучному обучению. Но пока, естественнонаучные дисциплины занимают шаткую позицию в образовательной деятельности. Им не уделяется должного внимания.
  3. Трудовое обучение и трудовое воспитание теряет свою актуальность. В образовательных программах школы трудовой деятельности отводится мало времени. Существует только дисциплина «Технология», которая не решает задач трудового воспитания и не дает полноценного освоения учащимися различных видов трудовой деятельности.
  4. Разрушение воспитательной системы школы. Если в СССР существовала слаженная система воспитательной работы в школах, то после распада союза она была разрушена и, до сих пор, не разработано никаких эффективных воспитательных технологий.
  5. Ограничение фундаментальных основ учебных планов и расширение их вариативности. Это может привести к нарушению принципа системного образования, а также не решает проблему естественнонаучного и трудового развития учащихся, а, напротив, усугубляет ее.
  6. Потеря актуальности трудового и эстетического воспитания. Современные стандарты утверждаю значимость духовно-нравственного, патриотического, физического развития подрастающего поколения. При этом, принятый ФГОС «портрет выпускника» школы не отражает эстетические свойства личности и ее трудовые навыки.

Портрет выпускника современной школы

В образовательной политике и ФГОС утверждены основные компетентности выпускников школы на среднесрочную перспективу – 2020-2023 года. Портрет будущего выпускника школы согласно ФГОС выглядит следующим образом:

  • Гражданин, наделенный знаниями о гражданской и правовой деятельности, нормах поведения в современном обществе, заинтересованный в судьбе страны и ее народа, чувствующий свою причастность к стране, ее проблемам, национальным традициям и культурным ценностям;
  • Личность, наделенная толерантными свойствами, т.е. терпимостью к разным нациям, народам, культурам и ценностям;
  • Осознание глобальных проблем современного мира и стремление к внесению своего вклада в их решение;
  • Творческий мыслящий и действующий гражданин;
  • Наличие мотивации к самопознанию, самообучению, саморазвитию;
  • Стремление к следованию концепции здорового образа жизни;
  • Социально ориентированная личность, т.е. личность, обладающая навыками коммуникативного взаимодействия с другими членами социума, стремящаяся к сотрудничеству и творчеству для достижения совместных общественно значимых целей и задач в разных видах и направлениях деятельности;
  • Самостоятельная и ответственная личность. Такая личность умеет принимать решения, отвечать за свои действия и поступки.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot