Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование как социокультурный феномен

Все предметы / Педагогика / Образование как социокультурный феномен

Понятие и функции образования как социокультурного феномена

Определение 1

Образование – это специально организованный и целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, получение необходимого практического опыта деятельности.

Понятие «образования» разными науками понимается по-своему, так философия под «образованием» понимает процесс духовного формирования и развития человека, его личностного роста. Современные науки рассматривают образование как культурно-историческое явление, направленное на сохранение, накопление и последующую передачу жизненного опыта, духовной культуры народа и этноса.

Довольно часто образование рассматривается как уникальный способ посвящения человека в мир культуры и науки.

Определение 2

Культура (в переводе с латинского языка, по отношению к человеку) – это процессе по совершенствованию, взращиванию и формированию личности человека.

Данная трактовка указывает на то, что именно культура является предпосылкой для образования человека и в тоже время его конечным результатом. Так как именно в процессе образования, человеком усваиваются культурные ценности (художественные, архитектурные, исторические и т.д.). Кроме того, содержание образования пополняется за счет научных открытий, культурного наследия, практики и жизни человечества. Все это и определяет образование как своеобразный социокультурный феномен.

На образование, как на социокультурный феномен, возложены следующие функции:

  1. Обеспечение «вхождения» каждого человека в мир культуры и науки.
  2. Осуществление полноценной социализации человека в современном обществе.
  3. Обеспечение эффективной преемственности между поколениями.
  4. Организация качественной трансляции культурного наследия.
  5. Осуществление сохранения и развития народных, этнических и исторических традиций.
  6. Оказание помощи в активизации ускорения культурных перемен в общественной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Таким образом, образование выступает в качестве своеобразного транслятора культуры, овладевая которым каждый имеет возможность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества, стать его полноправным и полноценным членом, а также поспособствовать приумножению потенциала мировой культуры.

Основными культурными функциями образования выступают:

  1. Гуманитарная – направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, развитие его индивидуальности, нравственности и духовности.
  2. Культуросозидательная – предполагает сохранение, воспроизведение, развитие и передачу культуры посредством образования.
  3. Социологизаторская – направлена на усвоение и последующее воспроизведение каждым человеком собственного социального опыта.
Замечание 2

На социокультурный феномен образования указывает и один из его ведущих принципов, а именно принцип культуросообразности. Данный принцип разрабатывался такими педагогами как К. Д. Ушинский, А. Дистерверг, В. А. Сухомлинский.

Проблемы взаимосвязи культуры и образования

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы.

Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.

Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:

  1. Человек, выступающий в качестве основного субъекта культуры, индивидуального развития и собственной жизни.
  2. Образование, являющееся частью культурно-развивающей среды.
  3. Диалог и творчество, как ведущие способы саморазвития и самообразования человека, его успешного существования в культурном образовательном пространстве.

Основой современной системы образования является культурологическая концепция, разработанная Е. В. Бондаревской, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся (воспитанников, студентов и т.д.).

Ведущими положениями данной концепции являются:

  1. Основным принципом реформирования современной системы образования является его переход от идеологии к культуре. Переход к культуре предполагается во всех сферах.
  2. Образование представляет собой духовное обличие человека, которое складывается во время освоения им духовных и моральных ценностей общечеловеческой культуры.
  3. Основной целью и объектом образования выступает формирование культурного человека.
  4. Важным в содержании образования является его культуросообразность, которую необходимо воссоздавать во всех образовательных организациях, поддерживать в рамках семьи и общества. Современное общество должно стремиться не только к тому, чтобы освоить общечеловеческую культуру, но и преумножить ее всеми доступными способами. Необходимым для этого условием является организация процесса интеграции образования в культуру.
  5. Направленность современного образования на гуманизацию своего содержания, внедрение в процесс гуманистических технологий воспитания и обучения, создание в каждом образовательном учреждении среды, направленной на формирование творческой личности, способной успешно самореализоваться в рамках современного социума и существующей социокультурной ситуации.
  6. Опора на творчество, как основы развития культуры. В рамках данного положения, ведущим принципом образования в контексте культуры, будет являться принцип креативности, который предполагает создание атмосферы сотворчества и сотрудничества.
  7. Образование должно быть наполнено культурным смыслом.
  8. Основным методом проектирование личностно-ориентированного процесса обучения является культурологический подход, включающий в себя ряд компонентов.

Компоненты культурологического подхода:

  • отношение к каждому ребенку как субъекту, способному к осуществлению самостоятельного культурного развития;
  • отношение к педагогу, как к основному посреднику между культурой и ребенком;
  • отношение к педагогу как к человеку, который способен оказать необходимую поддержку ребенку в развитии и самоопределении;
  • отношение к образованию, как к своеобразному культурному процессу, основными движущими силами которого являются смысл, диалог и сотрудничество между его участниками;
  • отношение к образовательной организации, как целостному культурно-образовательному пространству, способствующему воссозданию необходимых культурных образцов жизни, оказывающих положительное влияние на качество воспитания культуры человека.
Замечание 3

Таким образом, образование выступает в качестве одной из частей общечеловеческой культуры. При этом оно, с одной стороны, оказывает влияние на ее сохранение и развитие через человека, а с другой стороны, наполняет её собственное содержание.

Сущность образования как социокультурного феномена

Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:

  1. Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек.

  2. Образование и культуры связаны между собой следующим:

    • имеют общий объект, в качестве которого выступает человек;
    • совместные общечеловеческие ценности: образование, культура, человек и т.д.;
    • имеют творческий характер культурно-образовательной деятельности;
    • общие функции: воспитание, обучение и развитие человека.
Замечание 4

Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.

Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис