Критерии выбора образовательной технологии
Один из важнейших и наиболее трудных моментов в педагогической деятельности, является выбор образовательной технологии. Осуществляя процесс выбора, педагог должен исходить из того, что каждая образовательная технология ориентирована на решение конкретных дидактических задач.
В процессе выбора образовательной технологии необходимо творчески и обоснованно оценивать возможности каждой технологии, учесть ее «сильные» и «слабые» стороны. Исходя из этого, следует опираться на оптимальное сочетание технологии с темой учебного предмета или занятия.
При осуществлении выбора образовательной технологии их принято подразделять на два вида:
- Генеральные технологии – имеют фундаментальный характер и определяют выбор частных технологий.
- Частные технологии – с их помощью обучение осуществляется как целостный процесс.
Механизм выбора индивидуален и вариативен по своему осуществлению. Это связано с тем, что часть педагогов подбирают технологии в зависимости от цели и конечного результата обучения. Для вторых важно содержание учебного материала и его обучающие возможности. Третьи опираются на используемые в технологии методы и способы. Кто-то учитывает реальный практический опыт и т.д.
Несмотря на индивидуальность и вариативность выбора, все педагоги обязаны учитывать следующие критерии выбора:
- Учет ведущей цели и задач обучения
- Ориентир на содержание урока, степень и уровень сложности учебного материала, его развивающие и обучающие возможности
- Определение уровня подготовки учащихся и знаний по предмету, уровень их развития, умственных и интеллектуальных возможностей, потребностей в знаниях
- Учет педагогического профессионализма и мастерства педагога
- Наличие необходимых методических и дидактических средств, оборудования, временной лимит.
Алгоритм выбора образовательной технологии
Выбор педагогом образовательной технологии осуществляется согласно следующему алгоритму:
Определение актуальной цели обучения и общих задач по изучению дисциплины, курса, раздела, темы и т.п.
Осуществление анализа возможностей и характера изучаемого учебного материала. Оценка материала осуществляется по следующим параметрам:
- по уровню значимости: мировоззренческая, общенаучная, локальная и т.п. значимости;
- по характеру: практический, теоретический;
- по уровню сложности: низкий, средний, высокий.
Осуществление анализа обучаемости и учебных возможностей учащихся.
Учитывают:
- уровень знаний, умений и навыков учащихся;
- наличие практического опыта;
- общая степень подготовленности;
- уровень проявляемого учащимися интереса к изучению конкретного учебного материала.
Формулировка и постановка задач, исходя из цели. Задачи ставятся двух уровней развивающие и обучающие.
Предварительное определение предпочитаемой образовательной технологии.
Корректировка и конкретизация принятого решения о выбранной технологии. Осуществляется на основании учета имеющегося времени, методического и учебного материала, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.
Факторы выбора образовательной технологии
Для выбора образовательной технологии следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:
- Возможности организационных форм образовательных технологий, освоение с их помощью знаний, умений и навыков учащимися.
- Функция учебного материала в образовательном процессе: контрольная, обучающая, диагностическая.
- Конкретное назначение учебной информации (материала).
- Возможности учащихся: базовый уровень знаний, уровень учебно-познавательной активности, индивидуальные особенности и т.п.
- Возможности педагога: профессиональные навыки, педагогическое мастерство, методическая компетентность и т.п.
- Технические возможности образовательного учреждения: временные возможности, методическое оснащение, наличие необходимых учебных пособий и наглядного материала и т.д.
Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.
В случае, если цели изучаемой темы или раздела не превосходят уровня усвоения, то выбор педагога должен остановиться на репродуктивной образовательной технологии. Содержание данной технологии включает в себя:
- процесс вербального взаимодействия с педагогом;
- самостоятельная работа с учебным материалом (учебники, пособия и т.д.);
- осуществление наблюдения за изучаемыми явлениями и объектами;
- выполнение практических заданий (самостоятельно и совместно с педагогом).
В том случае, если цель изучение темы или раздела направлена на усвоение основных алгоритмов деятельности, то выбор останавливается на репродуктивно-алгоритмической технологии. Данная технология предполагает:
- учебно-познавательную деятельность учащихся;
- самостоятельное представление изученного материала в виде реферата, доклада и т.д.
- решение типовых и дидактических задач.
Если основной целью является формирование опыта эвристической и поисковой деятельности, то выбирается эвристическая технология, в которой преобладают дидактические методики (проблемное обучение, метод проектов, деловые игры и т.п.).
Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности (ТРИЗ – технологии, метод морфологического анализа и т.п.).
Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии (ИКТ, мультмедиа, автоматизированные обучающие системы и т.п.)