Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Выбор образовательной технологии

Критерии выбора образовательной технологии

Один из важнейших и наиболее трудных моментов в педагогической деятельности, является выбор образовательной технологии. Осуществляя процесс выбора, педагог должен исходить из того, что каждая образовательная технология ориентирована на решение конкретных дидактических задач.

Замечание 1

В процессе выбора образовательной технологии необходимо творчески и обоснованно оценивать возможности каждой технологии, учесть ее «сильные» и «слабые» стороны. Исходя из этого, следует опираться на оптимальное сочетание технологии с темой учебного предмета или занятия.

При осуществлении выбора образовательной технологии их принято подразделять на два вида:

  1. Генеральные технологии – имеют фундаментальный характер и определяют выбор частных технологий.
  2. Частные технологии – с их помощью обучение осуществляется как целостный процесс.

Механизм выбора индивидуален и вариативен по своему осуществлению. Это связано с тем, что часть педагогов подбирают технологии в зависимости от цели и конечного результата обучения. Для вторых важно содержание учебного материала и его обучающие возможности. Третьи опираются на используемые в технологии методы и способы. Кто-то учитывает реальный практический опыт и т.д.

Несмотря на индивидуальность и вариативность выбора, все педагоги обязаны учитывать следующие критерии выбора:

  • Учет ведущей цели и задач обучения
  • Ориентир на содержание урока, степень и уровень сложности учебного материала, его развивающие и обучающие возможности
  • Определение уровня подготовки учащихся и знаний по предмету, уровень их развития, умственных и интеллектуальных возможностей, потребностей в знаниях
  • Учет педагогического профессионализма и мастерства педагога
  • Наличие необходимых методических и дидактических средств, оборудования, временной лимит.

Алгоритм выбора образовательной технологии

Выбор педагогом образовательной технологии осуществляется согласно следующему алгоритму:

«Выбор образовательной технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Определение актуальной цели обучения и общих задач по изучению дисциплины, курса, раздела, темы и т.п.

  2. Осуществление анализа возможностей и характера изучаемого учебного материала. Оценка материала осуществляется по следующим параметрам:

    • по уровню значимости: мировоззренческая, общенаучная, локальная и т.п. значимости;
    • по характеру: практический, теоретический;
    • по уровню сложности: низкий, средний, высокий.
  3. Осуществление анализа обучаемости и учебных возможностей учащихся.

    Учитывают:

    • уровень знаний, умений и навыков учащихся;
    • наличие практического опыта;
    • общая степень подготовленности;
    • уровень проявляемого учащимися интереса к изучению конкретного учебного материала.
  4. Формулировка и постановка задач, исходя из цели. Задачи ставятся двух уровней развивающие и обучающие.

  5. Предварительное определение предпочитаемой образовательной технологии.

  6. Корректировка и конкретизация принятого решения о выбранной технологии. Осуществляется на основании учета имеющегося времени, методического и учебного материала, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.

Факторы выбора образовательной технологии

Для выбора образовательной технологии следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:

  1. Возможности организационных форм образовательных технологий, освоение с их помощью знаний, умений и навыков учащимися.
  2. Функция учебного материала в образовательном процессе: контрольная, обучающая, диагностическая.
  3. Конкретное назначение учебной информации (материала).
  4. Возможности учащихся: базовый уровень знаний, уровень учебно-познавательной активности, индивидуальные особенности и т.п.
  5. Возможности педагога: профессиональные навыки, педагогическое мастерство, методическая компетентность и т.п.
  6. Технические возможности образовательного учреждения: временные возможности, методическое оснащение, наличие необходимых учебных пособий и наглядного материала и т.д.

Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.

В случае, если цели изучаемой темы или раздела не превосходят уровня усвоения, то выбор педагога должен остановиться на репродуктивной образовательной технологии. Содержание данной технологии включает в себя:

  • процесс вербального взаимодействия с педагогом;
  • самостоятельная работа с учебным материалом (учебники, пособия и т.д.);
  • осуществление наблюдения за изучаемыми явлениями и объектами;
  • выполнение практических заданий (самостоятельно и совместно с педагогом).

В том случае, если цель изучение темы или раздела направлена на усвоение основных алгоритмов деятельности, то выбор останавливается на репродуктивно-алгоритмической технологии. Данная технология предполагает:

  • учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • самостоятельное представление изученного материала в виде реферата, доклада и т.д.
  • решение типовых и дидактических задач.

Если основной целью является формирование опыта эвристической и поисковой деятельности, то выбирается эвристическая технология, в которой преобладают дидактические методики (проблемное обучение, метод проектов, деловые игры и т.п.).

Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности (ТРИЗ – технологии, метод морфологического анализа и т.п.).

Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии (ИКТ, мультмедиа, автоматизированные обучающие системы и т.п.)

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot