Анализ сущности образовательной технологии
В настоящее время образовательные технологии рассматриваются как одно из эффективных средств реализации образовательной парадигмы.
Тенденция развития образовательных технологий находится в прямой зависимости от гуманизации обучения, направленной на самореализацию и самоактуализацию личности учащихся.
Образовательная технология – это система взаимосвязанных методов, средств и приемов, используемых педагогом для повышения усвоения знаний и уровня образования в целом.
При реализации образовательной технологии большое внимание уделяется возможности ее полноценного внедрения в образовательный процесс. С этой целью педагог должен адекватно оценить уровень знаний учащихся, их психологические и возрастные особенности, а также возможности образовательной организации (учебное и методическое обеспечение, технические средства и т.д.).
Содержание любой образовательной технологии представлено целью, задачами, методами и средствами обучения, алгоритмами деятельности объектов и субъектов технологии.
По своему содержанию технологии подразделяются на:
- Частнометодическая (предметная) технология. Технологии данного вида разработаны и реализуются в рамках учебного предмета или дисциплины. Также они могут быть использованы для достижения образовательных задач в конкретном классе или группе.
- Локальная (модульная) технология. Данные технологии внедряются в отдельную часть образовательного процесса и направлены на решение определенных дидактических задач. Например, развитие творческих качеств личности учащихся, усвоение определенных знаний, формирование технологии самостоятельной работы у детей.
Разработка образовательных технологий является целенаправленным процессом, реализуем педагогами по установленным правилам и с опорой на следующие принципы:
- Принцип целостности образовательной технологии, представляющей ее в качестве комплексной дидактической системы
- Принцип воспроизводимости, позволяющие педагогам воспроизводить образовательные технологии для достижения поставленных целей
- Принцип нелинейности педагогических факторов и структур, оказывающих влияние на механизмы реализации образовательной технологии
- Принцип адаптивности образовательных технологий к личности учащихся, их познавательным способностям и в целом к процессу обучения, в рамках которого осуществляется их внедрение
- Принцип достаточности необходимой учебной информации, необходимой для создания оптимальных условий обучения.
Таким образом, с помощью образовательных технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств во время процесса усвоения знаний, умений и навыков.
Анализ содержания образовательных технологий
Каждая образовательная технология уникальна по своему содержанию и наполнению. Классификация современных образовательных технологий зависит от их содержания и вида деятельности участников образовательного процесса.
Анализ содержания образовательных технологий, в зависимости от видов деятельности педагога и учащихся:
- Технология организации общения – содержит приемы и методы работы педагога и ребенка, способствующих созданию оптимальных условий, направленных на развитие личности и индивидуальности каждого учащегося.
- Технология учебно-познавательной деятельности – содержит приемы, направленные на мотивацию учебной деятельности и стимулирование развития познавательных способностей.
- Технологии диагностической и прогностической деятельности направлены на развитие аналитических и диагностических способностей и умений у педагогов.
- Технологии инновационной образовательной деятельности имеют направленность на разработку инновационных программ и подходов в системе образования, организация условий, дающих возможность реализовать своё педагогическое творчество.
Анализ содержания образовательных технологий в зависимости от их структуры:
- Процессуальная технология – отражает последовательный педагогический план, направленный на достижение поставленной цели обучения. Педагогический план – поэтапное описание реализации образовательной технологии.
- Формирующая технология – представлена в виде подробного описания содержания каждого этапа, приема, метода и средства, которые использует педагог в своей работе. С указанием временного интервала.
- Развивающие образовательные технологии являются частью педагогического процесса и не имеют конечного результата. Примером данной технологии может быть обучение детей дошкольного возраста грамоте, которое осуществляется педагогами ДОУ, и происходит в рамках обучения детей звукам. Дальнейшее же обучение правильному письму реализуется в начальной школе.
Анализ образовательных технологий по степени охвата структур педагогической системы:
- Метатехнологии – содержание данной технологии направлено на преобразование всей системы образования в рамках региона, области и т.д. То есть данная технология внедряется во все образовательные организации на определенной территории.
- Микротехнологии – содержание этих технологий направлены на инновацию и совершенствование образовательного процесса в рамках конкретной образовательной организации (школы, гимназии, ВУЗа, лицея и т.д.).
- Макротехнологии – по своему содержанию они направлены на осуществление изменений в определенной образовательной отрасли. Например, внедрение современных образовательных технологий в профессиональное образование.
- Мезотехнологии – содержание данных технологий направлено на повышение эффективности образовательного процесса определенного класса, группы, потока и т.д. учебного заведения. Например, на изменение образовательного процесса в старших классах конкретной школы.