Понятие и структура программы
Образовательная программа дополнительного образования – это нормативный документ, отражающий организационные основы педагогической деятельности учреждения дополнительного образования, его цели и задачи, методы и принципы, прогнозируемые результаты деятельности, а также способы проведения их мониторинга и оценки.
Такая программа проектируется и утверждается организацией дополнительного образования. Она имеет право на определение ее содержания, целевого назначения, обладает свободой в выборе методов и технологий ее реализации, методического снабжения.
Программа обучения учреждения дополнительного образования составляется в деловом стиле, с ясным и четким изложением каждого ее пункта. Нельзя использовать фразы с неоднозначным значением и сложные обороты в построении текстовых структур.
К основным требованиям построения программы относят следующие:
- Педагогические технологии, прописанные в программе должны иметь обоснование и отвечать современным реалиям развития образовательной системы;
- Содержание программы и его объем должны быть оптимального размера и целесообразной структуры;
- Программа должна иметь четкую структуру и быть логически изложенной.
Программа дополнительного образования имеет определенную нормативную основу. Ее структура, содержание, целевое назначение регламентируются федеральным законодательством РФ, в частности, это ФЗ «Об образовании», Концепция дополнительного образования, приказы Миноборнауки, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования, утверждающие требования к содержанию образовательных программ.
По своему структурному устройству программа дополнительного образования имеет следующий вид:
Рисунок 1. Структура программы дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Пояснительная записка. В ней прописывается целевое назначение программы дополнительного образования, ее направленность, сроки исполнения, формы организации занятий по ней и прогнозируемые итоги ее реализации.
- Учебный план. В нем устанавливается перечень дисциплин обучения, их распределение по временным периодам и этапам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждой дисциплины и ее отдельных курсов и тем.
- Календарный график работы по программе обучения. Здесь происходит определение количества учебных периодов, учебных недель и учебных дней в одном учебном периоде, а также определяются сроки начала обучения и его завершения.
- Рабочие образовательные программы дополнительного образования. Программа дополнительного образования представлена совокупностью отдельных рабочих программ обучения. Эти программы могут быть технической, художественной, спортивной, туристической, краеведческой, социальной, естественнонаучной направленности. Рабочие программы составляются на основе предварительного составления учебно-тематического плана и выбора методической литературы, закладываемой в основу рабочей программы. Каждая рабочая программа является отражением структурного строения организации дополнительного образования. Рабочие программы ориентированы на индивидуальное обучение. В каждой программе разрабатывается индивидуальный маршрут обучения и развития личности, построенном на приоритете задач деятельности учреждения дополнительного образования.
- Методическое обеспечение программы дополнительного образования. Сюда включены разнообразные методические пособия, дидактический материал, технические средства и технологии обучения, планы проведения занятий, их ресурсное снабжение.
Планы и прогнозы освоения программы дополнительного образования
Программа дополнительного образования строится на основе построения планов и прогнозов результатов ее реализации.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования включают в себя совокупность приоритетных ключевых установок освоения содержательных частей программы. Возможные достижения в усвоении программы дополнительного образования прописываются в письменной форме и отражают те теоретические знания и практические навыки деятельности учащегося, которых он сможет достигнуть при изучении программы, а главное, которые он сможет продемонстрировать.
При составлении планов и прогнозов реализации программ дополнительного образования составляется ориентировка на следующие результаты:
- Метапредметные результаты;
- Предметные результаты;
- Личностные результаты.
Метапредметные результаты освоения программы дополнительного образования отражают усвоенные учащимися методы организации деятельности различной направленности, которая реализуется в процессе обучения, а также практическое использование усвоенного в своей жизнедеятельности: в решении различных жизненных вопросов, проблем и задач. Метапредметные результаты отражают не только усвоенные знания и навыки, но и способы выполнения учебных действий, развитие коммуникативных навыков, позволяющих учащимся самостоятельно обучаться, искать информацию, совершенствовать свои умения.
Предметные результаты освоения программ дополнительного образования отражают совокупность основных компонентов знаний, складывающихся у учащегося при освоении содержания программы обучения, ее приоритетных направлений. Сюда входят разнообразные теоретические знания и практические навыки деятельности, которые установлены программой обучения и отражают ее особенности.
Личностные результаты освоения программы дополнительного образования отражают готовность учащихся к усвоению содержания образовательной программы, свидетельствуют о готовности учащихся к саморазвитию и самореализации, расширения объема своих знаний и навыков деятельности, желания развиваться и найти свой путь и направленность деятельности. личностные результаты включают несколько компонентов:
- Мотивационные установки обучения: стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию своих знаний и навыков;
- Ценностные ориентации образовательной деятельности учащегося;
- Эмоциональная направленность деятельности: уровень самооценки, притязаний, эмоционального отношения к своим достижениям в различных сферах деятельности;
- Волевые усилия личности учащегося.