Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы организации педагогического процесса

Педагогический процесс, его элементы и закономерности

Определение 1

Педагогический процесс – это целенаправленно организуемый процесс взаимодействия старшего и младшего поколений для передачи опыта старшими и освоения его младшими, что необходимо для жизни и труда в обществе.

В соответствии с данными научных источников, существуют три основных подхода к системе организации педагогического процесса, включающих разнообразные методы, приемы и средства:

  • индивидуальное обучение и воспитание;
  • классно-урочная система;
  • лекционно-семинарская система.

Педагогический процесс можно рассматривать в качестве непрерывного процесса взаимодействия педагогического состава и обучающихся, в котором цели и задачи направлены на достижение, улучшение и анализ, а также совершенствование образовательной системы.

Необходимо сказать и об основных задачах и структуре осуществления педагогического процесса. К его основным задачам относят умственное, эстетическое, трудовое и нравственное воспитание, а также внедрение этих элементов в педагогический процесс.

Структура педагогического процесса может быть охарактеризована в качестве деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой в первом случае осуществляется процесс обучения, а во втором – непосредственное обучение и учебная деятельность. В соответствии с научными источниками выделяют несколько закономерностей педагогического процесса:

  • динамика педагогического процесса;
  • развитие личности в педагогическом процессе;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • закономерности стимулирования;
  • единство чувственного, логического и практического в педагогической деятельности;
  • единство педагогической и познавательной деятельности;
  • обусловленность педагогического процесса.

Выделяют несколько элементов в цепочке управления педагогическим процессом:

  • цель обучения;
  • содержание учебной программы;
  • методы и приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
  • взаимодействие преподавателя и обучающихся.
«Методы организации педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом

Определение 2

Метод – это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации от преподавателей к учащимся, понимания ее содержания, анализа и усвоения обучающимися.

Выделяют три основных группы методов:

  • во-первых, методы передачи и усвоения знаний обучающимися. К этой категории относят форму преподавания, способы передачи информации;
  • во-вторых, методы, которые могут быть применены в практической деятельности, то есть практические занятия, проводимые в аудитории, в виде лабораторных и производственных практик, научно-исследовательских работ, проектной и инновационной деятельности;
  • в-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля могут быть представлены экзаменом, зачетом, дифференцированным зачетом, устным опросом, тестированием, анкетированием.

Необходимо отметить, что текущий и промежуточный контроль, а также итоговая аттестация, помогают определить степень усвоения учащимися передаваемой им информации, провести анализ, используемых при передаче информации приемов и методов, а значит, и усовершенствовать процесс передачи информации от учителя к ученику, а также помогает сформировать у учащихся стремление проверять свои знания и совершенствовать их уровень.

Приемы обучения могут быть охарактеризованы в качестве вспомогательной части методов обучения и педагогической деятельности, выраженной эффективным применением таких методов, как составление конспектов, тезисов, анализа работы, цитирования, рецензирования и пр.

Средства организации и управления педагогическим процессом

К показателям степени успешности организации и применения педагогического процесса относят: уровень посещаемости обучающихся, индивидуальные и групповые формы занятий, проверка качества учебной деятельности.

Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс, необходимо включить в него следующие составные части:

  • методическая часть состоит из программ, включающих в себя ряд необходимых функций, направленных на контроль и оценку качества преподавания и оценивание знаний обучающихся, учебных пособий и презентаций;
  • библиотечная часть состоит из научных изданий, справочников, научных журналов;
  • техническая часть состоит из компьютерного, мультимедийного, лабораторного оборудования;
  • организационная часть предполагает учет результатов, посещаемости и фиксирования в журналах, а также заполнение табелей и ведомостей.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой сложную систему взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Необходимо выделить, что педагогический процесс представлен структурой, позволяющей конкретизировать обозначенные этапы: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.

Цель в данном случае выражена конечным результатом взаимодействия, принцип при определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, средства, в качестве конкретизированного способа работы, форм, анализа и завершения своей работы между учениками и преподавателями.

Педагогический процесс является полноценной системой со всеми ее полноценными функциями, методами и способами, результат которого – плодотворная и качественная передача информации, усвоение знаний, которыми повышается уровень образования в каждом конкретно рассматриваемом случае, а также в целостной системе образования.

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot