Педагогический процесс, его элементы и закономерности
Педагогический процесс – это целенаправленно организуемый процесс взаимодействия старшего и младшего поколений для передачи опыта старшими и освоения его младшими, что необходимо для жизни и труда в обществе.
В соответствии с данными научных источников, существуют три основных подхода к системе организации педагогического процесса, включающих разнообразные методы, приемы и средства:
- индивидуальное обучение и воспитание;
- классно-урочная система;
- лекционно-семинарская система.
Педагогический процесс можно рассматривать в качестве непрерывного процесса взаимодействия педагогического состава и обучающихся, в котором цели и задачи направлены на достижение, улучшение и анализ, а также совершенствование образовательной системы.
Необходимо сказать и об основных задачах и структуре осуществления педагогического процесса. К его основным задачам относят умственное, эстетическое, трудовое и нравственное воспитание, а также внедрение этих элементов в педагогический процесс.
Структура педагогического процесса может быть охарактеризована в качестве деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой в первом случае осуществляется процесс обучения, а во втором – непосредственное обучение и учебная деятельность. В соответствии с научными источниками выделяют несколько закономерностей педагогического процесса:
- динамика педагогического процесса;
- развитие личности в педагогическом процессе;
- управление учебно-воспитательным процессом;
- закономерности стимулирования;
- единство чувственного, логического и практического в педагогической деятельности;
- единство педагогической и познавательной деятельности;
- обусловленность педагогического процесса.
Выделяют несколько элементов в цепочке управления педагогическим процессом:
- цель обучения;
- содержание учебной программы;
- методы и приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
- взаимодействие преподавателя и обучающихся.
Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом
Метод – это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации от преподавателей к учащимся, понимания ее содержания, анализа и усвоения обучающимися.
Выделяют три основных группы методов:
- во-первых, методы передачи и усвоения знаний обучающимися. К этой категории относят форму преподавания, способы передачи информации;
- во-вторых, методы, которые могут быть применены в практической деятельности, то есть практические занятия, проводимые в аудитории, в виде лабораторных и производственных практик, научно-исследовательских работ, проектной и инновационной деятельности;
- в-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля могут быть представлены экзаменом, зачетом, дифференцированным зачетом, устным опросом, тестированием, анкетированием.
Необходимо отметить, что текущий и промежуточный контроль, а также итоговая аттестация, помогают определить степень усвоения учащимися передаваемой им информации, провести анализ, используемых при передаче информации приемов и методов, а значит, и усовершенствовать процесс передачи информации от учителя к ученику, а также помогает сформировать у учащихся стремление проверять свои знания и совершенствовать их уровень.
Приемы обучения могут быть охарактеризованы в качестве вспомогательной части методов обучения и педагогической деятельности, выраженной эффективным применением таких методов, как составление конспектов, тезисов, анализа работы, цитирования, рецензирования и пр.
Средства организации и управления педагогическим процессом
К показателям степени успешности организации и применения педагогического процесса относят: уровень посещаемости обучающихся, индивидуальные и групповые формы занятий, проверка качества учебной деятельности.
Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс, необходимо включить в него следующие составные части:
- методическая часть состоит из программ, включающих в себя ряд необходимых функций, направленных на контроль и оценку качества преподавания и оценивание знаний обучающихся, учебных пособий и презентаций;
- библиотечная часть состоит из научных изданий, справочников, научных журналов;
- техническая часть состоит из компьютерного, мультимедийного, лабораторного оборудования;
- организационная часть предполагает учет результатов, посещаемости и фиксирования в журналах, а также заполнение табелей и ведомостей.
Педагогический процесс, таким образом, представляет собой сложную систему взаимодействия обучающихся и преподавателей.
Необходимо выделить, что педагогический процесс представлен структурой, позволяющей конкретизировать обозначенные этапы: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.
Цель в данном случае выражена конечным результатом взаимодействия, принцип при определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, средства, в качестве конкретизированного способа работы, форм, анализа и завершения своей работы между учениками и преподавателями.
Педагогический процесс является полноценной системой со всеми ее полноценными функциями, методами и способами, результат которого – плодотворная и качественная передача информации, усвоение знаний, которыми повышается уровень образования в каждом конкретно рассматриваемом случае, а также в целостной системе образования.