Общая характеристика учебного пособия
Учебное пособие «Дошкольная педагогика» авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, выдержало уже множество переизданий. $15$-е издание, переработанное и дополненное, вышло в $2015$ году. Данное учебное пособие рекомендовано к использованию ФГАУ «ФИРО», отражает требования ФГОС СПО и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
Авторами учебного пособия рассматриваются основные аспекты дошкольной педагогики на основе проведённых современных российских и зарубежных научных исследований. Основным отличием данного учебного пособия от ряда других является вместе с теоретическим материалом дополнительной информации для любознательных, педагогических задач, практических творческих заданий с целью проверки усвоенного материала.
Структура учебного пособия
Учебное пособие состоит из шести разделов, каждый из которых представлен несколькими главам.
Раздел первый направлен на ознакомление студентов с общими основами педагогики. В ходе изучения данного раздела, студенты получают представления:
- о профессии педагога и профессионально важных личностных качеств педагога;
- о педагогике как науке;
- о современной системе образования;
- о факторах развития;
- о ребёнке как объекте педагогики.
Во втором разделе в шести главах подробно рассматривается содержание и методика воспитания детей. Основное внимание авторы уделяют рассмотрению:
- целеполагания в педагогике;
- физического воспитания;
- нравственного воспитания;
- умственного воспитания;
- эстетического воспитания;
- трудового воспитания.
Третий раздел посвящён описанию особенностей обучения детей раннего и дошкольного возраста. Рассмотрен возрастной аспект проблемы, представлены теоретические основы обучения, а также методы и формы организации обучения.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, поэтому четвёртый раздел учебного пособия рассматривает воспитание детей в игре. Раздел представлен семью главами, рассматривающими теорию игры, методы и формы организации, подробно представлены различные виды игр дошкольников – сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, игра со строительным материалом, дидактическая игра. В отдельной главе анализируются виды игрушек, используемые на каждом возрастном этапе дошкольного детства, требования к игрушкам.
Раздел пятый учебного пособия освещает вопросы взаимодействия детского сада, семьи и школы. Рассматриваются такие аспекты взаимодействия, как взаимосвязь дошкольного учреждения с семьями воспитанников, а также взаимосвязь дошкольного учреждения со школой.
Шестой раздел «Педагогический процесс в дошкольном учреждении» позволяет получить студентам представления о педагогическом процессе в дошкольном учреждении, об организационных основах педагогического процесса, разных видах планирования педагогического процесса.
Для оказания помощи студентам и более полного усвоения учебного материала авторами представлен список литературы. В приложениях помещены два важных документа, с которыми обязательно должны ознакомиться студенты – Конвенция о правах ребёнка и Концепция дошкольного воспитания.
С целью более полного понимания учебного материала и более уверенного владения педагогической терминологией в конце учебного пособия авторы поместили «Педагогический словарик». Для повышения интереса студентов к изучению дошкольной педагогики в учебном пособии представлены занимательные задания к «педагогическому капустнику».