Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы современных психолого-педагогических исследований

Организация педагогического исследования

Под исследованием в сфере педагогики понимают процесс и итог научной работы, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и разработках.

По своей направленности все психолого-педагогические исследования можно поделить на 3 самостоятельных вида:

  • фундаментальные
  • прикладные
  • разработки

Фундаментальные исследования в качестве результата предоставляют обобщающие концепции, подводящие итоги различных теоретических и практических психолого-педагогических достижений, а также предлагающие всевозможные модели развития педагогических систем.

Прикладные исследования, как правило, нацелены на углубленное изучение частных аспектов педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки же ориентированы на объяснение и анализ конкретных научно-практических рекомендаций, в которых заложены уже известные теоретические положения.

Вне зависимости от вида, любое психолого-педагогическое исследование подразумевает определение общепризнанных методологических характеристик или так называемых рабочих понятий исследования (темы, проблемы, объекта и предмета исследования, цели и задач, гипотезы, методов и средств). Ключевыми вопросами качества исследования считается его актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость для общества и науки в целом.

В программе исследования выделяются 2 раздела: методологический и процедурный.

Первый объясняет актуальность выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. Кроме того, именно здесь составляется категориальный аппарат, включающий ключевые понятия, и выдвигается рабочая гипотеза, предполагающая возможные результаты исследования. Во втором разделе раскрывается стратегический проект исследования, организуются процедуры сбора и анализа изначальных данных.

С теоретической точки зрения, значимость психолого-педагогического исследования содержится в существе концепции, получении гипотезы, выявлении закономерностей, конструировании моделей разрешения возникающих научных противоречий в области педагогике.

С практической точки зрения психолого-педагогическое исследование имеет возможность предоставления различных советов, правил и рекомендаций, касающихся конкретных педагогических ситуаций.

Все критерии качества исследования весьма динамичны, они могут изменяться в зависимости от вида исследования, его времени по получению новых знаний.

Этапы исследования

Психолого-педагогическое исследование в своем развитии проходит ряд взаимосвязанных и последовательных этапов:

  • определение проблемы исследования и постановка цели;
  • обозначение предмета и объекта;
  • построение рабочих гипотез;
  • подбор методов и средств исследования;
  • непосредственное проведение исследования;
  • оформление результатов;
  • введение их в практику.

Определяя данные этапы, следует исходить из того, что даже самый лучший выбранный метод в отдельности может представить анализ только с одной стороны педагогического процесса. В связи с этим необходимо использовать системный подход, в соответствии с которым любое педагогическое явление рассматривается как целостная система, выделяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике, анализируются внутренние взаимосвязи исследуемого объекта.

Методы психолого-педагогического исследования

Методы психолого-педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических явлений и фактов, получение научной информации с целью установления их закономерностей и связи.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они нужны для определения задач, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов. По своей сущности данные методы предполагают работу с различными текстами: формирование библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Все это позволяет выделить отличительные черты и качества педагогических явлений.

Вторая группа методов - методы исследования педагогического опыта или эмпирические методы. Они употребляются для изучения как современного инноваторского педагогического опыта, так и для изучения деятельности рядовых учителей. Значимы они тем, что позволяют выявить настоящие противоречия педагогического процесса. Среди данных методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, исследование различных работ учащихся, а также изучение педагогической документации.

Особую роль в психолого-педагогических исследованиях играет эксперимент, имеющий цель изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях и подразумевающий опытное моделирование педагогического действия.

Кроме того, зачастую применяются математические и статистические методы для обработки вновь приобретенных данных. Они позволяют оценить результаты эксперимента, увеличивают надежность выводов, предоставляют основания для теоретических обобщений. Наиболее популярными среди математических методов, использующихся в педагогике, считаются регистрация, ранжирование и шкалирование. Статистические же методы ориентируются в направлении изучаемого объекта, определяют возможные отклонения и коэффициенты их разновидностей, устанавливают количеcтвенные зависимости между изучаемыми явлениями.

Теоретические основы современных психолого-педагогических исследований

Для сбора педагогического материала могут также применяться психофизиологические методы и методики, касающиеся фиксации протекания физиологических процессов. Они позволяют судить о глубине переживаний ребенка, производительности оказываемых на него педагогических воздействий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot