Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научные основы педагогики и требования к педагогическому исследованию

Организация педагогического исследования

Огромная роль в процессе успешного осуществления педагогического исследования принадлежит принципу единства теории и практики. Практика выступает критерием истинности определенного теоретического положения. Теория без опоры на практику – бесплодна. Практика же, которая не направляется научной теорией, характеризуется стихийностью и отсутствием необходимого уровня целеустремленности, малой эффективностью. Любое педагогическое исследование должно отражать передовую практику, проверяться ею и помогать успешно решать учебные и воспитательные задачи, формировать всесторонне и гармонично развитых профессионалов.

Еще один методологический принцип – конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме, который невозможно представить без творчества. Невозможно полноценно исследовать никакую проблему подготовки будущих специалистов, если идти только проторенным путем, работать по выработанному шаблону и не пытаться их творчески преобразовывать. Если исследователь по-настоящему хочет помочь стремительно развивающейся педагогической практике, то он должен решать проблемы по-новому.

В процессе исследования необходимо найти свое аргументированное объяснение новых фактов, явлений, дополнение и уточнение сложившихся взглядов, делать смелые предположения. Но эта смелость должна сочетаться с научной обоснованностью и предусмотрительностью, так как психолого-педагогические исследования предполагают взаимодействие с живыми людьми, а любое общение с человеком должно духовно обогащать.

Творческий подход к решению исследуемых проблем тесно связан с принципом объективности рассмотрения педагогического явления самого по себе. Искусство исследователя предполагает нахождение путей и средств проникновения в сущность феномена, без внесения чего-то внешнего и субъективного. Конечно, этот метод не соответствует принципу объективности рассмотрения исследуемого явления.

Изучение личности и группы людей, объективность способов воздействия на них – один из краеугольных камней современной психологии и педагогики. Методологическая основа конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности – практические действия людей, которые представлены социальными фактами.

«Научные основы педагогики и требования к педагогическому исследованию» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Успех педагогического исследования зависит от степени реализации принципа всесторонности изучения педагогических процессов и явлений. Любой педагогический феномен связан с другими явлениями, и его изолированное и одностороннее рассмотрение неизбежно приведет к формулировке искаженного и ошибочного вывода. Такой разносторонней подход позволяет смоделировать изучаемые явления и исследовать их в процессе развития в разных условиях. Он дает возможность осуществлять многоуровневое и многоплановое изучение определенных психолого-педагогических процессов, в процессе которых выстраивается не одна, а несколько моделей, которые отражают это явление на разных уровнях и срезах. При этом можно синтезировать эти модели в новую целостную обобщающую модель, а в итоге – в целостную теорию, раскрывающую суть исследуемой проблемы.

Методологическим принципом всесторонности предполагается комплексный подход к процессу исследования педагогических явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода – установить все взаимосвязи исследуемого явления, учитывать все внешние воздействия, оказывающие на него воздействие, устранять все случайные факторы, искажающие картину изучаемой проблемы. Еще одно значительное требование – использовать в ходе исследования разнообразные методы в разных их сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно исследовать никакую проблему посредством использования только одного универсального метода.

Комплексные исследования в педагогике

Комплексный подход к педагогическим исследованиям предполагает необходимость опираться на достижения других наук, в первую очередь социологии, философии, культурологии и др.

Свои плоды дает подход к исследованию педагогических явлений с точки зрения кибернетики, когда процесс обучения, развития и воспитания рассматривают в качестве особого вида управления познавательной деятельностью учащихся, формирования профессионально-этических качеств. Это и является проявлением специфики прямых и обратных связей в педагогической деятельности, условием успешного функционирования учебной информации, изучения средств, которые позволяют повысить эффективность управления подготовки будущих специалистов.

Важная методологическая роль педагогического исследования принадлежит следующим категориям диалектики:

  • сущности и явлению;
  • причине и следствию;
  • необходимости и случайности;
  • возможности и действительности;
  • содержанию и форме;
  • единичному, особенному и общему.

Эти категории выступают как надежное методологическое средство в руках педагога, которое предоставляет ему возможность не только глубоко приникать в сложные проблемы обучения и воспитания будущих специалистов, но и подходить творчески к их решению.

Таким образом, основными требованиями к проведению педагогического исследования являются:

  • соответствовать социокультурным тенденциям;
  • соответствовать закономерностям развития исследуемых систем;
  • сохранять элементы предвидения и опережения;
  • совершенствовать практику, создавать передовой опыт, инновации;
  • не приспосабливаться к методам исследования других наук, а разумно их применять в сочетании с собственными традиционными методами исследования;
  • сочетать эмпирический и теоретический уровни;
  • связывать результаты исследования с другими исследованиями в рамках изучаемой проблемы;
  • формировать доказательства в качестве результата рассмотрения суммы фактов, которые возникают при определенном явлении, включая положительные и отрицательные, законченные и незаконченные и пр.;
  • всесторонняя аргументированность результатов исследования;
  • стремление к достижению максимальной пользы теоретического исследования;
  • четко определять и соблюдать этапы, то есть структуру исследования.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot