Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет через изобразительную деятельность

Значение изобразительной деятельности в эмоциональном развитии старшего дошкольника

Определение 1

Изобразительная деятельность – это творческая форма деятельности, реализуемая через художественное отражение впечатлений, чувств, переживаний, эмоциональных состояний.

Изобразительная деятельность является творческим процессом. Творчество активизирует эмоциональное восприятие ребенка, развивая тем самым его эмоциональную сферу. Таким образом, приобщение к изобразительной деятельности, ее активное развитие позволяет развить разнообразные эмоциональные проявления ребенка.

Возможности изобразительной деятельности в эмоциональном развитии детей обширны. Ее значение как средства активизации эмоциональной сферы старшего дошкольника сводится к следующим параметрам:

  1. Освоение навыков планирования собственной деятельности через создание ее мыслительного образа. Такой образ тесно связан с эмоциональным восприятием окружающего мира, его объектов, процессов и явлений и выступает способом передачи своего эмоционального состояния.
  2. Ликвидация эмоционального блока через художественную деятельность. В ходе изобразительной деятельности открываются возможности проявления себя ребенком, свободного выражения им своих мыслей, идей, самоидентификации в творческом процессе.
  3. Создание изображения развивает внимание ребенка. Формируются навыки концентрации внимания на рисовании, на конкретном объекте, который изображается, на движениях совершения штрихов либо мазков. Это активизирует чувственное восприятие ребенка.
  4. Выражение своего видения окружающего мира, своего отношения к нему через образы, которые изображаются ребенком. Рисунки отражают сущность объектов и явлений окружающего мира и их содержание, а также ту роль, которую они выполняют в определенной сфере деятельности. Это выступает видением ребенка, отражением его взглядов, его воображения, его эмоционального состояния, которое вызывают у него те или объекты или процессы.
  5. Удовлетворение потребности в самореализации, самовыражении ребенка. Эта потребность составляет основу формирования положительных эмоций ребенка.
  6. Изобразительное творчество может сигнализировать взрослому о наличии у ребенка конкретных проблем. Он может отразить свое негативное, депрессивное эмоциональное состояние в рисунке, выразить свой гнев, свое неприятие, несогласие.
  7. Развитие навыков адекватного выражения своего эмоционального состояния разнообразными изобразительными техниками. Дети учатся применять определенные цвета для выражения радости, грусти и иных состояний, применять цветовые пятна и линии, строить разнородные композиции. Все это позволяет построить выразительные образы, отражающие эмоциональное состояние ребенка, отношение, взгляд.
«Развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет через изобразительную деятельность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изображению объектов с конкретным эмоциональным состоянием уделяется особое внимание в образовательном процессе старших дошкольников. Дети учатся не просто изображать те или иные объекты, а наполнять их содержанием, формируя их чувственную сферу.

Приемы, используемые на занятиях ИЗО для развития эмоциональной сферы дошкольников

На занятиях изобразительной деятельностью используются разные приемы работы. Каждый прием ориентирован на решение конкретных образовательных и воспитательных задач.

Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников используются следующие приемы изобразительной деятельности:

  • Просмотр репродукций картин с изображением пейзажей, абстракций, сюжетов, настроений. Такой просмотр ориентирован на активизацию эмоционального восприятия ребенком увиденного и выражения своего отношения к этим объектам, процессам и явлениям. Знакомство с картинами погружает детей в мир творчества и мир автора, позволяя постичь то эмоциональное состояние, которое побудило его к написанию данной картины;
  • Путешествие по изображениям. Данный прием предполагает погружение в конкретную картину и осуществление воображаемого путешествия в качестве ее героев, наблюдателей или иных объектов. Детям предоставляется возможность пофантазировать о чувствах и эмоциях героев картины, пообщаться с ними, придумать продолжение развития событий, выходящего за рамки данной картины и создать новое изображение;
  • Применение нетрадиционных техник рисования. К таким техникам относится кляксография, набрызгивание, рисование песком, листьями и т.д. Они позволяют развить цветовосприятие детей и чувство цвета. Любое из этих занятий вызывает восторг ребенка и жажду творческой деятельности. положительные эмоции от процесса рисования – составной компонент данного процесса;
  • Шаблонное рисование. Оно предполагает выполнение рисунков в определенной технике, с соблюдением цветовой гаммы, заполнением фрагментов конкретным цветом, соблюдением форм и размеров объектов;
  • Рисование объектов и процессов в определенном эмоциональном состоянии. Детям предлагается рисовать грустных зайцев, веселых обезьянок, плачущие деревья и т.д. Это позволяет сформировать понимание эмоций у ребенка пяти-шести летнего возраста и их отображение;
  • Рисование природных процессов, состояний природы, климатических условий, соответствующих конкретным эмоциям. У детей формируются ассоциативные связи: дождь поход на слезы, буря похожа на гнев, солнце – это радость, а ветер – беспокойство. Ребенку дается задание изобразить радость или печаль, грусть, беспокойство и иные эмоции природными процессами. Это не только помогает разобраться в эмоциях, сформировать их понимание, но развивает воображение, активизирует фантазию.

Условия эмоционального развития старших дошкольников средствами изобразительной деятельности

Чтобы изобразительная деятельность стала эффективным средством воспитания, способствующим развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, она должна быть тщательно организована. Это требует обязательного соблюдения ряда условий. К ним относятся:

  1. Выработка мотивации к изобразительному творчеству.
  2. Формирование потребности в рисовании и художественном творчестве.
  3. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в детском коллективе.
  4. Развитие базовых навыков изобразительной деятельности.
  5. Освоение нестандартных техник рисования и их регулярное применение.
  6. Использование картин в качестве средства мотивации к созданию собственных шедевров, побуждения к рисованию и творчеству.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot