Сущность и педагогическое значение методической системы обучения
Методическая система обучения – это комплекс тесно взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых методов, приемов, ресурсов и форм, используемых в учебно-воспитательном процессе и составляющих фундамент процессов планирования и прогнозирования педагогической деятельности.
Такая система необходима для обеспечения реализации образовательных программ, направленных на достижение целевого назначения образования и воспитания. Она является моделью организации педагогического процесса, характеризующейся целостной структурой и рациональными свойствами. Воплощение этой модели осуществляется, посредством реализации учебно-воспитательного процесса в определенном образовательном заведении.
Методическая система имеет важное значение в педагогическом процессе. Оно проявляется в следующем:
- Учебно-воспитательный процесс, благодаря методической основе получает возможность быть спланированным на научных началах;
- Учебно-воспитательный процесс осуществляется на базе единства и взаимодействия теоретической и практической информации;
- Емкость и разносторонность учебных программ;
- Вариативность выбора темпов освоения образовательных программ;
- Обеспечение развития активности и достаточного уровня самостоятельности учащихся;
- Комплексная работа, обеспечивающая реализацию, как самостоятельной, так и коллективной деятельности;
- Применение в учебно-воспитательном процессе средств обучения технической направленности;
- Изучение разнообразных дисциплин на основе комплексного подхода к обучению.
Часто исследователи рассматривают методическую систему как определенную направленность учебно-воспитательного процесса, которая определяется, исходя из целевого назначения и содержания этого процесса.
Структурное строение методических систем
По своему устройству, методическая система обучения представляет собой достаточно сложную и развитую структуру, имеющую иерархическое строение. В ее состав входят пять ведущих компонентов, определяющих ее системное устройство и эффективность функционирования образовательных процессов. К ним относятся:
- Цели обучения. Процесс обучения на любом уровне развития начинается с постановки цели. Цель обучения определяет направление дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса и необходима для планирования и прогнозирования итогового результата педагогической работы. Цель выступает в качестве прогнозируемого итога реализации педагогической деятельности. Цели могут быть образовательными, воспитательными и развивающими.
- Содержание обучения. Оно определяется, исходя из целевого назначения обучения и включает совокупность разнообразных действий, которые предполагается совершить для достижения планируемых результатов педагогической работы. Содержание обучения может носить вариативный характер, поскольку одна и та же цель достигается разными путями. Содержание обучения может составлять интеллектуальная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, творческая, трудовая, техническая, эстетическая, мотивационнная деятельность.
- Методы и способы обучения. Выбор методов обучения следует за формулированием содержания этого процесса. Именно от него зависит отведение приоритетной роли какой-либо методике преподавания и воспитания. Методы позволяют реализовать и содержание обучения и отражают психологические механизмы образовательной системы. Способы обучения составляют структуру методов. Они необходимы для того, чтобы обеспечить выполнение какого-то шага или методического действия. Один и тот же метод можно реализовать различными способами.
- Организационные формы обучения. Они являются способом реализации методов обучения, позволяющие их эффективно реализовать. Формы обучения осуществляют упорядочивание взаимодействия и деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Средства обучения – представляют собой материальные объекты, которые требуются для реализации определенного метода обучения. Средства обучения характеризуются многообразием. Одно и то же средство может быть использовано в различных методиках и формах обучения.
Разновидности методических систем обучения
Существует несколько разновидностей методических систем, отличающихся методами и формами организации, целевым назначением и содержанием. К ним относятся следующие системы:
- Репродуктивная методическая система. Она возникла в период становления общества, когда образование носило хаотичный, непоследовательный, бессистемный характер. Система основывалась на применении методов копирования и приучения и была нацелена на обучение основным навыкам, необходимым для текущей жизнедеятельности. Дети наблюдали за поведением и действиями взрослых, копировали его и вырабатывали определенные привычки.
- Догматическая методологическая система. Существование этой системы было актуально в период средневековья, когда образование было нацелено на усвоение фактов и теорий через религиозную призму. Образование находилось под влиянием церкви и не могло иметь иную направленность. В то время применялись словесные методы обучения. Было использовано простое чтение и заучивание, причем в точной форме, теории, дат, событий, фактов с их последующим воспроизведением.
- Сообщающая методическая система. В Новое время образование было нацелено на передачу готовых знаний. Для этого использовались различные словесные методики обучения, чтение рассказов, лекций, текстов, наглядная демонстрация, решение задач и упражнений. Таким образом производилась передача научного опыта, накопленного за всю историю человечества. Сообщающее обучения положительно сказывается на развитии мыслительных процессов, памяти, воображения.
- Развивающая методическая система. Эта система нацелена на развитие творческой стороны личности. Она помогает сформировать абстрактное мышление. Существуют две основные разновидности системы развивающего обучения: Занкова и Эльконина-Давыдова. Они базируются на применении дедуктивных приемов, развитиеинавыков анализа и рефлексии.
- Программированная методическая система обучения. Такое обучение происходит посредством построения программ на базе компьютерных технологий или на бумажных носителях – учебниках, картах, схемах и т.д. Такое обучение имеет четкую логику реализации. Учебный материал дается в дозированном объеме и на основе определенного алгоритма его передачи, закрепления и контроля усвоения.
- Методические системы на базе проблемного обучения. Обучение в данном случае проходит путем постановки проблемы педагогом и самостоятельного поиска ее разрешения учащимися. Весь учебный материал преподносится в проблемной форме. Методами обучения могут выступать дискуссии, диспуты, дебаты, ролевые и деловые игры и др.