Значимость инновационных педагогических технологий в образовательном процессе
Педагогическая технология – это система методов, приемов и средств организованной деятельности педагога, направленной на повышение эффективности процесса обучения и усвоения учащимися учебного материала.
В настоящее время насчитывается большое количество педагогических технологий, которые внедряются в образовательный процесс и показывают высокие результаты. Всё это говорит об актуальности внедрения педагогических технологий в образовательный процесс.
Основными причинами возникновения и последующей разработки педагогических технологий являются:
- Возникновение необходимости более глубокого исследования и учета психических и физиологических особенностей личности учащихся.
- Необходимость замены малоэффективного словесного способа передачи знаний от педагога к учащимся на более эффективные системно-деятельностные подходы.
- Возможность в рамках технологий осуществлять проектирование текущего учебного процесса, используемых организационных форм взаимодействия между педагогом и учащимися, которые способны обеспечить успешность обучения и высокие показатели освоения учебного материала.
Эффективность педагогических технологий обусловлена тем, что они включают в себя комплекс методов и приемов работы с учащимися, требуют от педагога постоянного самосовершенствования и повышения собственного профессионального уровня.
В рамках инновационных педагогических технологий используются не только кардинально новые методы и средства, но и изменяется подход к учащемуся. Авторитарный стиль взаимодействия между педагогом и учащимися меняется на демократический, весь педагогический процесс ориентируется на личность ученика, его возможности и потребности в обучении.
Тем самым учащийся становится активным и полноправным членом образовательного процесса, он уже не является безмолвным слушателем. Такое взаимодействие положительно сказывается не только на освоении учебного материала, но и способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе и т.д. Обучение становится притягательным для детей, мотивирует их на получение новых знаний, умений и навыков.
Одной из особенностей инновационных педагогических технологий является то, что они могут осуществляться разными исполнителями. В том случае, если педагог организует технологию добросовестно и в соответствии с инструкцией, то она гарантирует получение ожидаемого результата или близкого к нему.
Инновационные педагогические технологии при внедрении в образовательный процесс могут быть адаптированы в зависимости от условий, а также в зависимости от возможностей и потребностей учащихся.
Довольно часто педагоги-практики используют в своей работе одновременно элементы нескольких технологий, посредством оригинальных методических приемов. В этом случае речь идет об инновационной авторской педагогической технологии, разработанной и апробированной конкретным педагогом.
Таким образом, создание инновационных педагогических технологий и их последующее внедрение в образовательный процесс является творческим процессом, который осуществляет педагог.
Характеристика основных видов инновационных педагогических технологий
В настоящее время выделяют следующие виды инновационных педагогических технологий:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – инновационные педагогические технологии, основанные на внедрении в образовательный процесс различных предметных областей науки, связанных с информатикой. То есть, в рамках данной технологии, осуществляется информатизация образования, посредством включения в учебный план новых учебных предметов.
Практика внедрения ИКТ показала:
- значительное повышение мотивации учащихся на обучение, повышение интереса к учебным занятиям;
- учебный процесс становится привлекательным для учащихся;
- информационная среда способствует снижению психологического напряжения и способствует созданию благоприятной атмосферы учебного занятия;
- повышение производительности труда педагога, повышение его общей информационной культуры.
Личностно-ориентированные технологии – основаны на том, что в центр всей образовательной системы ставится личность учащегося, создание ему комфортных и благоприятных условий для обучения, бесконфликтных и безопасных условий работы, направленность на развитие природных задатков и потенциала личности ребенка. Основной метод обучения в рамках данной технологии основан на разработке и внедрении индивидуальных образовательных программ, направленных на развитие личности учащегося в соответствии с ее потребностями и возможностями.
Технологии информационно-аналитического обеспечения учебного процесса и управление качеством образования учащегося – направлена на объективное и беспристрастное отслеживание уровня развития каждого ученика, в рамках образовательного процесса.
Технология мониторинга интеллектуального развития – предусматривает осуществление анализа и диагностики качества реализуемого обучения каждого ученика, посредством применения таких методов как тестирование и построение графика динамики успеваемости.
Инновационные воспитательные технологии – являются одними из наиболее актуальных и востребованных в рамках проблематики современного образовательного процесса. Осуществляются посредством вовлечения учащихся в дополнительную (внеклассную и внеурочную) деятельность.
Инновационные дидактические технологии – основаны на использовании разнообразного дидактического материала, подобранного в соответствии с поставленной образовательной целью и задачами. Ведущими методами работы являются – самостоятельные и творческие работы учащихся, самообучение с помощью аудиокниг и видеолекций. Чаще всего в практике используется комплекс данных приемов.