Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационные образовательные процессы

Понятие и сущность инновационного процесса в образовании

Происходящие модификации в социуме, развитие и современные технологии в науке и образовании, в кругу преподавательской деятельности выдвигают актуальные задачи о совершенствовании образовательной системы. Одним из способов постоянного усовершенствования данной сферы деятельности являются нововведения, представляющие собой применение в педагогическом процессе разнообразных новшеств. Они применяются в содержании обучения, способах, видах и образовании процесса обучения, преподавания и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

Что такое «инновация»?

Переводя с английского термин «инновация» («innovation»), получаем «появление чего-то нового».

Нововведения появляются в процессе решения главных проблем новейшими способами и средствами.

Создавать центры по изучению и анализу педагогических новшеств и «выводить в свет» литературные издания о нововведениях в образовательной сфере («Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.) начали в середине прошлого столетия в США и во многих странах Европы.

В Советском Союзе вели аналогичную работу. Новации в области педагогики внедрялись выборочно, приветствовалась и поощрялась передача преподавательского навыка.

Определение

Таким образом, процесс укоренения инноваций — это направленный, обоснованный, осмысленный процесс по зарождению, усвоению, использованию и увеличению новейших, современных концепций, действующих и приспособленных к конкретным требованиям и подходящих к определенным условиям.

Этот процесс предусматривает качественное совершенствование концепции и стимулирует его участников к изменению их точки зрения в определенном вопросе. Инновационные образовательные процессы включают в себя 2 важнейшие педагогические проблемы:

Конечный итог инновационных разработок в образовании – это пользование новшествами в теории и на практике. При этом инновация в образовании предусматривает введение дополнений в цели образования: создание нового содержания, эффективных методов, форм, организации обучения и воспитания; распространение педагогического умения; внедрение новейших технологий управления школой как экспериментальной площадкой.

Если собственное обновленное образовательное направление предполагает изменение образовательного и воспитательного процессов, которые являются последовательными и систематичными, а, следовательно, затрагивают задачи, содержимое, способы, приемы и иные части преподавательской деятельности, то выделяют 2 группы факторов:

  • объективные — создание условий, поддерживающих развитие инноваций и предусматривающих их использование;
  • субъективные - готовность субъекта инновационного процесса к данной деятельности.

Субъектами инновационных процессов являются: ученые-педагоги, учителя и остальные работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную специфику.

Сущность инновационной направленности педагогической деятельности

Высокотехнологичная направленность является частью коллективной преподавательской деятельности. Но нужно также учитывать субъективную и объективную сторону существующего процесса. Здесь объектом будут считаться иные аспекты деятельности, которые развивались ранее и сегодня время несут репродуктивные черты, а методы и способы этой деятельности для педагогов-новаторов стали носить проблемный характер.

Инновационные образовательные процессы

Что же дает стимул инновационной направленности педагогической деятельности?

Ответить на поставленный вопрос можно опираясь на социально-экономические реформы, происходящие в обществе и в образовательной системе, измененной образовательной политикой из Конституции РФ и Законе «Об образовании». Данная политика предусматривает гуманитиризацию содержания образования; состав и введение новых дисциплин; изменение объема содержания. Изменение взглядов педагогов к освоению педагогических новшеств, проявления ими исследовательского интереса к созданию педагогических новшеств, использованию их в практической работе.

На практике можно выделить следующие пути внесения нового в школы:

  • развитие своего опыта;
  • использование опыта, созданного другими;
  • изучение научных разработок;
  • метод пробы и ошибок;
  • сам эксперимент.

Этапы инновационной деятельности

Идея от самого своего зарождения до своего воплощения на практике проходит через несколько этапов:

  • обоснованное предложение о способах решения образовательно-воспитательной задачи;
  • развернутое использование методики;
  • практическая реализация;
  • полное освоение.

На данном этапе процесс не заканчивается. Развитие новшеств происходит постоянно, пока не найдется более простой и эффективный подход к решению проблемы. Для укоренения новых форм и методов работы требуется подготовка учителей к работе в новых условиях, методическое и технологическое обеспечение.

Применение новых технологий в разных ситуациях напрямую подчиняется уровню педагогической работы в школе. Для этого необходимо адаптировать новшество к определенным условиям. Больших усилий требует введение новшеств, касающихся отношений между людьми, а также системы руководства наукой и образованием. У идей с незначительными обновлениями шансов быстро и эффективно внедриться в педагогический процесс намного больше. Следует также сказать, что успех введения инноваций зависит напрямую от проверенного опыта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot