Понятие и значение игровых технологий в образовательном процессе
Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера.
Эффективность использования игровых технологий в образовательном процессе зависит от соблюдения ряда условий:
- Игры, используемые в рамках технологии, должны в полной мере соответствовать учебным и воспитательным целям урока.
- Количество игр во время урока должно быть умеренное.
В зависимости от использования игровых технологий выделяют следующие виды уроков:
- Уроки, с использованием разнообразных игровых заданий (КВН, конкурсы, соревнования и т.д.).
- Уроки, с использованием игровых упражнений и заданий.
- Уроки, с использованием игры лишь на определенном этапе урока (например, применение игры для знакомства с новым учебным материалом).
В настоящее время игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся.
Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на:
- тренировку памяти;
- выработку речевых умений и навыков;
- стимулирование умственной деятельности;
- развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету;
- преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия;
- развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими;
Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой.
Функции игровых технологий
Игровые технологии выполняют следующие функции в образовательном процессе:
- Развлекательная – данная функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставлять ребенку удовольствие, воодушевлять, пробуждать интерес к различным видам деятельности, удовлетворять его потребности в познании.
- Коммуникативная – направлена на овладение и развитие ребенком своих коммуникативных умений и навыков, овладение диалектикой общения.
- Самореализация – игра позволяет ребенку «примерить» на себе различные роли, получить бесценный навык практической деятельности.
- Игротерапевтическая – направлена на преодоление ребенка разнообразных трудностей, которые возникают в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами).
- Диагностическая – предусматривает выявление у детей отклонений в развитии, в процессе осуществления им игровой деятельности.
- Коррекционная – направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка.
- Межнациональная коммуникация – предполагает процесс усвоения учащимися социальных и культурных ценностей, которые являются общепринятыми в рамках конкретного общества (государства).
- Социализация – процесс включения ребенка в общественные отношения, адаптация его к современному обществу посредством усвоения общечеловеческих норм.
Практически все игровые технологии имеют ряд основных черт:
- Наличие свободной развивающей деятельности, которая может быть выбрана ребенком по его желанию, с целью удовлетворения собственных образовательных потребностей.
- Творческий характер, который часто проявляется в импровизированной деятельности, в «поле творчества» учащихся.
- Положительный эмоциональный фон игровой деятельности, которая порождается весельем, чувством состязательности и конкуренции, открытием чего-то нового и т.д.
- Наличие правил – прямых или косвенных, которые отражают характер игры, ее содержание, логическую последовательность и т.д.
Характеристика структуры игровых технологий
Структура игровых технологий включает:
- Целеполагание – постановка образовательной цели, ее научное и педагогическое обоснование.
- Планирование – подбор методов, форм и средств достижения поставленной цели, определение этапов проведения технологии (планирование).
- Реализация цели – достижение поставленной цели путем организации игр, упражнений и заданий, в соответствии с составленным планом.
- Анализ полученных результатов.
Структура игры, которая используется педагогом в рамках игровой технологии, включает в себя:
- роли, распределяемые между участниками игры;
- игровые действия, которые выполняются учащимися в соответствии с их ролями;
- игровые предметы;
- отношения, которые возникают между участниками игры;
- сюжет игры, либо та область действительности, которая воспроизводится в игре.
В современных образовательных организациях использование игровых технологий весьма актуально и востребовано. Это связано с тем, что игра положительно сказывается на активизации учебного процесса.
Наиболее рационально внедрение игровых технологий в образовательный процесс, в следующих случаях:
- Внедрение игровой технологии как самостоятельной для усвоения конкретной темы или раздела учебной дисциплины.
- В качестве элемента в рамках более обширной и глубокой образовательной технологии.
- В качестве самостоятельного урока или его конкретной части (введение, закрепление, контроль и т.д.).
- В качестве внеклассной или внеурочной деятельности (например, в виде игры «Зарница»).
Таким образом, современные игровые технологии включают в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.