Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игровые технологии в обучении

Сущность игровых методик обучения и их функциональное значение

Игра в педагогике относится к развивающим приемам воспитательной и образовательной работы. Игра применяется в качестве основного средства воспитания на ранних этапах развития ребенка, а также, в качестве средства познания с древних времен. Первоначальное применение игра получила в народной педагогике. На современном этапе развития игровые методы обучения широко применяются в дошкольной педагогике и в образовательных учреждениях внешкольного типа.

Игре присущи такие свойства:

  • Противоречивость, связанная с тем, что в процессе игры происходит развитии воображения и фантазии, которые смешиваются с реальностью;
  • Неясность и отсутствие конкретности в итогах игры. Итоги игры зависят от действий игроков. Они могут оказать воздействие на игровую ситуацию. Тем самым происходит активизации возможностей игрока;
  • Свободность. Игра является добровольным действием, позволяющим развить внутреннюю организованность;
  • Дифференцированные функциональные свойства. В игре используются свойства и направления разнообразных видов деятельности и происходит рост возможностей модификации условий личностного развития.
Замечание 1

Все эти свойства определяют продуктивность применения игры в учебно-воспитательном процессе и ее значимость для всей педагогической системы.

Игровые технологии представляют собой широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса в виде разнородных педагогических игр. Игровые технологии, как и педагогические игры, имеют определенное целевое назначение и характеризуются конкретными педагогическими итогами, имеющими определенное обоснование.

Игровым технологиям присуща учебная и познавательная ориентация. они строятся на основании применения игр, которые базируются на специально разработанных приемах и способах построения игровых ситуаций, являющихся средством мотивации, развития стремления и заинтересованности образовательной деятельностью.

На современном этапе развития общества организация учебного процесса ориентируется на его углубление и максимизацию значимости. Это обуславливает применение игровых технологий в следующих ситуациях:

«Игровые технологии в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Как технологию самостоятельного направления, применяемую для усвоения определенной темы или раздела учебной дисциплины;
  2. В качестве компонентов более широкой и значимой технологии;
  3. Как технология построения определенного учебного занятия, либо его какой-то части;
  4. В качестве технологии внеклассной учебной деятельности: дома, во внешкольных образовательных учреждениях, различных кружках.

В процессе игровой деятельности происходит становление и развитие культуры человечества, которая оказывает такое же воздействие и на формирование игры.

Игровые технологии в педагогическом процессе имеют определенное функциональное значение, занимают конкретное место и выполняют определенные роли. При этом, место и роль игровых педагогических технологий в образовательном процессе обусловлена пониманием педагогов их функционального назначения и знания их классификации.

Игровые технологии выполняют следующие основные функции в педагогическом процессе:

  1. Социализации – адаптация к общественному устройству и правилам поведения через игровые модели;
  2. Коммуникативная – формирование и развитие навыков построения коммуникативных связей посредством включения в игровую деятельность;
  3. Диагностическая – определение отклонений в общественном поведении, развитие собственного самопознания и собственной значимости;
  4. Терапевтическая – устранение и предотвращения разнообразных трудностей и проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности, при помощи создания сходной игровой ситуации;
  5. Коррекционная – внесение определенных поправок в личностное развитие ребенка;
  6. Развлекательная – игра развивает заинтересованность ребенка в познании и, тем самым доставляет ему удовольствие и радость, что положительно сказывается на развитии эмоциональной сферы;
  7. Культурного обогащения – помогает усвоить культурное наследие и развивает стремление к обогащению культуры.

Условия результативного использования игровых технологий в педагогике

Чтобы игровые технологии давали положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, требуется соблюдать некоторые важные условия:

  1. Разновидность игры должна находится в соответствии с целевым назначением учебного занятия. Каждый урок имеет конкретные воспитательные и образовательные цели и задачи. Поэтому нужно подбирать технологию игры таким образом, чтобы сохранять их идентичную направленность.
  2. Игровые технологии отличаются, исходя из возрастных особенностей учащихся. Важно, применять такие игры, которые будут просты, доступны и интересны для конкретной возрастной категории учащихся.
  3. На учебных занятиях игры должны применяться дозировано. Нельзя строить учебное занятие только на игре. Ребенок должен также осознать необходимость учебной деятельности, которая может протекать не только в игровой форме.

Смысловой фундамент игровых педагогических технологий

Механизмы построения игровой технологии базируются на основных личностных потребностях в самовыражении, развитии самостоятельности, самореализации, самоопределении и самоутверждении. Игры позволяют развить внутренний потенциал личности, помогают в его практическом применении.

Игровые технологии необходимы педагогическому процессу, поскольку они позволяет облегчить процесс социализации, помогая усвоить общественные нормы и правила в непроизвольной форме. Игры развивают свободу личности, которая выплескивается в воображаемой игровой деятельности.

Игровые технологии разрабатываются с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. Их содержанием на ранних этапах развития является предметная деятельность, которая постепенно развивается и становится выражением людских взаимоотношением. Затем, игры приобретают новое более полное содержание, отражающее социальные нормы и правила поведения в обществе, отношения между людьми и их особенности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot