Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игровые технологии обучения. Принципы, содержание и формы обучения

История развития игровых технологий обучения

Определение 1

Игровая технология обучения – это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, содержащих социальный опыт жизнедеятельности, в заданные условия.

Игра, как технология обучения, имеет древнее происхождение. Игры появились еще в Древнем мире и использовались в качестве развлечения и развития подрастающего поколения. Кроме того, играм придавалась религиозная значимость и политический аспект. Например, древние греки считали, что игра имеет божественный характер. Игры созданы богами и являются единственным возможным способом проведения досуга.

Существовало большое количество народных игр. Все они были ориентированы на передачу социального опыта подрастающему поколению, а следовательно, носили воспитательный и развивающий характер.

Что касается использование игры, в качестве технологии обучения и ее утверждения в педагогической практике, то можно отметить, что это произошло в СССР В 1932 году. Игра, стала ведущим методов обучения дошкольников, а также, игровые технологии обучения стали активно применяться в высшем профессиональном образовании.

Игровые технологии, как основа организации образовательного процесса, были исследованы в трудах К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Э. Берна, Ж.-П. Сартра и других ученых.

На современном этапе развития общества, игровые технологии лежат в основе обучения и воспитания подрастающего поколения. Их использование в педагогическом процессе обусловлено принципом активности обучения. Поскольку, он является ведущим дидактическим принципом, то образовательный процесс, строится в опоре на него. Игровые технологии, способствуют мотивации к познанию и развитию подрастающего поколения, а потому, становятся ведущей педагогической технологией.

В современном мире, игры становятся основным средством, применяемым в системе дошкольного образования, а также, в начальном школьном обучении. Игровая деятельность может быть использована в качестве средства изучения отдельного понятия из школьной программы, темы и даже раздела учебной дисциплины. Также, игровые технологии включаются в части уроков и во внеклассную работу на разных этапах школьного обучения, а также становятся важным средством профессионального обучения.

«Игровые технологии обучения. Принципы, содержание и формы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Направления применения игры как технологии обучения

Игра испокон веков является развлекательным средством. При этом она выступает важным атрибутом образования, поскольку приобретает развивающее значение.

Ее использование в образовательной сфере реализуется в следующих направлениях:

  1. Игровые технологии применяются для изучения отдельных тем понятий, курсов и разделов учебной дисциплины.
  2. Игровая технология может быть компонентом общей технологии образовательной деятельности.
  3. Введение игровой технологии в качестве способа организации учебного занятия или на его отдельной стадии.
  4. Использование игровой технологии в качестве технологии организации внеклассной деятельности.

В том случае, если игровая технология применяется в качестве метода организации урока в общеобразовательной школе, то она может быть использована по следующим направлениям:

  1. Постановка цели урока в игровой форме;
  2. Вся учебная деятельность обозначается в виде правил, которые преподносятся в игровой форме;
  3. Средством реализации игры выступает весь учебный процесс;
  4. Соревнования в учебном процессе;
  5. Положительные итоги выполнения дидактического задания связываются с игровым результатом.
Замечание 1

Игра является такой формой обучения, которая способствует мотивации учащихся к познанию. Она делает процесс обучения не односторонним, а двусторонним, т.е. учащийся выступает полноценным субъектом обучения.

Посредством игры обучение приобретает обоюдный характер: все участники образовательной деятельности учатся и учат за счет непрерывного контактирования друг с другом. Такое обучение является более продуктивным и носит развивающий характер.

Принципы применения игровых технологий в обучении

Игровые технологии, применяемые в обучении, опираются на следующие принципы организации игровой деятельности:

  • Принцип добровольности. Он означает добровольное участие учащихся в игровом процессе.
  • Принцип динамичности. Игра должна иметь динамику действий и сюжетной линии. В ней происходит развитие событий.
  • Принцип опоры на реальность. Чувства учащихся, в ходе игрового действия, должны носить реальный характер.
  • Принцип связи игровой деятельности с реальной жизнью. В игру переносятся события из реальной жизнедеятельности учащегося, его опыта.
  • Принцип перехода от простого к сложному. Игры должны постепенно усложняться и развиваться - по мере развития учащегося и его способностей.

Проблемы использования игр в образовательном процессе

Применение игровых технологий в образовательном процессе сталкивается с рядом сложностей и проблем.

Если педагог внедряет игровую технологию для организации, хотя бы одного, учебного занятия, то ему требуется перестраивать всю методику преподавания. А соответственно, необходимо применять разнообразные формы игрового обучения, изучать современные игровые технологии, исследовать передовой педагогический опыт.

Самой серьезной проблемой использования игровых технологий является опыт педагога в этом направлении деятельности, его мастерство и творческий подход.

В ходе игрового действия, педагог занимает позицию стороннего наблюдателя. Он может обозначить цель игры и ее правила, но ему неподвластно влиять на ход игрового процесса. Это делает итоги обучения непредсказуемые. В отличие от иных форм обучения, игровые технологии делают процесс обучения, не зависящим от педагога и его профессионализма. Вернее, профессионализм важен, но он важен в направлении использования игровых технологий и их ориентации на развитие учащихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot