Сущность антропогогики, ее предмет и объект
Антропогогика – это раздел педагогической науки, занимающийся изучением процессов обучения, воспитания и развития личности на всем ее жизненном пути.
Антропогогика занимается исследованием сущностного развития личности в интерпретации ее участия в воспитательном и образовательном процессах. Она характеризует положение человека в образовательном пространстве. Посредством данной научной области удается найти осознанный подход к построению воспитательного процесса и его структуре в соответствии с природными качествами личности.
Антропогогика представляет собой теоретические концепции, педагогической ориентации, основанные на данных наук, занимающихся изучением личности и ее пространственного функционирования.
Данная отрасль нацелена на исследование процессов построения взаимоотношений в человеческом мире, исходя из природной специфики его развития, отражая возможности накопления и передачи опыта между поколениями, выявление принципов организации данного процесса и развитие категориального инструментария.
Объектом исследования антропогогики являются человеческие взаимоотношения, построение системы коммуникаций между людьми в образовательной сфере.
Предметом исследования педагогической антропогогики является человеческая личность, находящаяся в стадии социального становления и развития, посредством воспитательного воздействия. Изучается то, каким образом процесс воспитания способствует социализации личности, механизмы реализации этого процесса и стадии его прохождения. Также, предметной областью исследования выступают источники развития и саморазвития, личностной динамики, которые рассматриваются через призму педагогического целеполагания т.е. наличия научно обоснованных целей организации педагогического процесса.
Антропогогика занимается изучением всех этапов реализации учебно-воспитательной деятельности в разных возрастных периодах личности. Она исходит из того, что на протяжении всей жизнедеятельности человек должен развиваться, саморазвиваться и обучаться. Процессы воспитания и обучения сопровождают весь жизненный путь человека. Воспитание является незыблемым элементом человеческого бытия. В этой связи педагогический процесс является достаточно сложным и многогранным. В процессе взаимодействия педагога и воспитанника оба занимают субъектную позицию, что приводит к координальной смене педагогического мышления.
Кроме того, антропогогика исследует все периоды получения знаний личностью, ее обучение:
- в раннем возрасте;
- на дошкольном этапе развития;
- в школьном возрасте;
- в период профессиональной подготовки;
- на этапе профессиональной переподготовки и повышения уровня квалификации;
- в процессе перевоспитания личности (пенитенциарная педагогика);
- в процессе самообучения, получения дополнительных знаний во всех областях жизнедеятельности.
Задачи антропогогики
Поскольку, целевым назначением антропогогики является выявление закономерностей воспитания и обучения личности на каждом возрастном этапе ее развития, исходя из природного потенциала, а также определение принципов и механизмов организации функционирования процессов воспитания и обучения, то оно предполагает постановку ряда задач, выполнение которых ориентируется на достижение цели. К ним относятся:
- Изучить влияние человеческой личности на других людей, особенно разных возрастов и на разных этапах возрастного развития.
- Определить особенности протекания процесса социализации в разном возрасте;
- Выявить закономерности организации, методы и технологии построения гуманистически ориентированного учебно-воспитательного процесса.
- Рассмотреть человеческую личность и ее специфику в качестве воспитателя и воспитанника.
- Определить тенденции восприятия воспитательного воздействия и обучаемости на разных этапах возрастного становления и развития.
- Определить каким образом происходит осознание личностью своего мыслительного процесса, его анализ и контроль, итоги протекания в процессе педагогического взаимодействия.
- Дать обоснования развитию творческого потенциала, креативных идей в образовательном процессе.
- Определить параметры и показатели развития антропологических систем образования и способов их практического воплощения.
Принципы антропогогики
На основе методологических положений организации функционирования взаимодействия с личностью устанавливаются следующие ведущие принципы антропогогики:
- Принцип гуманизма. Воспитание и обучение на всех этапах личностного развития должно ориентироваться на развитии духовно-нравственных свойств личности, ее гуманистических качеств.
- Принцип законности. Любое воспитательное воздействие имеет определенные рамки, которые регулируются юридическими нормами. Выходить за эти рамки не допускается.
- Принцип научности и объективности. Данный принцип основывается на том, что образовательный процесс должен строится на базе научных теорий и не подвергаться субъективным факторам.
- Принцип системности. На любом этапе обучения и воспитания должны затрагиваться все сферы личности. Учебно-воспитательный процесс должен ориентироваться на всестороннее личностное развитие.
- Принцип диалектического подхода. Предполагается, что в процессе обучения и воспитания личность рассматривается под влиянием объективных и субъективных факторов. Все личностные свойства формируются, исходя из ее подверженности такому влиянию. От этого зависит итог развития и переход на новую ступень.
- Принцип первичности сознания. В антропогогике действия специалиста образовательной системы ориентированы на преобразования сознания личности и изменение поведения в под действием преобразований сознания. В педагогике же, напротив, сознание складывается посредством управления действиями.
- Принцип поэтапного и непрерывного личностного развития. Такое развитие рассматривается с точки зрения социально-ролевых и психологических компонентов, с учетом общественно приоритетных положительных свойств человеческой личности.