Теория обучения взрослых
Андрагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием и разработкой путей обучения, воспитания и развития взрослых.
Данное направление начало развиваться еще в XIX столетии. Андрагогика рассматривала вопросы и проблемы обучения взрослых людей в различных ситуациях. Кроме того, андрагогика затрагивает вопросы построения сознательного и целенаправленного процесса воспитания и обучения взрослых людей, имеющих различные специальности и, участвующих в различных видах трудовой деятельности, а также способы самообразования и самосовершенствования взрослыми своих знаний и навыков в различных областях деятельности.
Рисунок 1. Андрагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конце XX столетия антропологом М. Ш. Ноулсом были сформулированы основные постулаты теории обучения взрослого человека, которые актуальны и сегодня. Они лежат в основе андрагогики. К ним относятся следующие положения:
- Приоритетная позиция взрослого человека в процессе реализации образовательной деятельности.
- Обучение ориентировано на достижение конечного результата т.е. целей и задач, которые ставит взрослый человек, сознательно идущий на обучение, самореализацию и саморазвитие.
- Наличие жизненного опыта, профессионализм, квалификация обучающегося используется в ходе процесса обучения.
- Все знания, которые даются взрослому должны находить практическое применение т.е. нет необходимости обучать взрослого их использованию в реальных жизненных процессах и ситуациях.
- Процесс обучение является двусторонним т.е. он основан на взаимодействии двух его субъектов: педагога и взрослого обучающегося.
Современная андрагогика базируется на данных постулатах, но при этом, утверждает необходимость минимизации роли педагога в обучении. Он должен организовывать управление процессом обучения, сводя к минимуму применение методов и средств, ориентируясь на самообучение взрослого учащегося и его индивидуальные цели и задачи.
Одиннадцать принципов андрагогики
Андрагогика базируются на следующих принципах:
- Принцип приоритетной позиции самообразования. Обучение основывается на экспериментальной деятельности, анализе, выдвижении гипотез и их проверке. Поэтому, программы образования включают большой арсенал методов, средств и инструментария исследовательской направленности.
- Принцип групповой/командной работы. В ходе обучения происходит разделение учащихся на небольшие группы – в зависимости от индивидуальных целей обучения каждого и реализуется командная работа над исследованием какой-то проблемы, реализацией проекта и др.
- Принцип использования опыта и знаний обучающихся в учебном процессе. В процессе обучения реализуется передача знаний, навыков, профессионального опыта учащихся между собой.
- Принцип постепенного старения опыта и знаний. Предыдущий опыт реальной жизнедеятельности, направлений профессиональной работы может оказаться неактуальным на современном этапе социально-экономического развития общества. Поэтому, опыт ценен, но не всегда применим. Необходимо искать новые способы решения проблем, саморазвиваться.
- Принцип ориентации на индивидуальное обучение. Каждый учащийся имеет разный уровень интеллектуального развития, индивидуальные особенности развития, приоритетные цели обучения. На них необходимо опираться педагогу-андрагогу.
- Принцип самостоятельного выбора образовательного маршрута. Стимулирование обучения взрослого человека не предусмотрено. Он сам делает осознанный выбор изучения конкретной образовательной программы и стремится к ее полноценному освоению.
- Принцип самомотивации к познанию. Цели, задачи, содержание, методы и формы обучения выбираются учащимся самостоятельно. Они не являются обязательными и не требуют достижения каких-то результатов, кроме тех, которые ставятся самим учащимся.
- Принцип практического применения результатов обучения. В ходе обучения учащимся должны быть получены прикладные знания и умения. Знания, полученные в ходе обучения должны быть востребованными современным обществом.
- Принцип регулярности и систематичности обучения. Саморазвитие и самосовершенствование своих навыков должно быть регулярным. Оно требует постоянного продолжения учебы. Освоение одного курса плавно может перетекать в освоение другого т.е. углубленному исследованию конкретного направления. Системный характер обучения предполагает соответствие его методов, форм и средств целевым ориентирам обучающегося.
- Принцип актуальности обучения. Обучение должно быть нужным и полезным в настоящий момент. Знания и навыки, полученные в его ходе должны найти актуальное практическое применение.
- Принцип личностного развития. Обучение направлено на личностное развитие. В этом и состоит основная цель андрагогики. В процессе всей своей жизни необходимо развиваться и саморазвиваться, получать и совершенствовать свои знания, навыки, стремиться к постижению непостижимого, достижению успехов в том или ином направлении деятельности.
Рисунок 2. Особенности обучения взрослых. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности реализации обучения взрослых
Андрагогика имеет свои особенности. Они связаны с тем, что ее исследования направлены на рассмотрение определенной категории учащихся, которые имеют свои особенности и потребности.
Особенностями обучения взрослого человека являются следующие:
- Обучение должно реализовываться с учетом низкого уровня обучаемости или его снижения;
- Образовательные программы требуют непрерывного обновления;
- Педагогу требуется постоянное совершенствование своих знаний, получение дополнительного образовательного опыта;
- Обучение реализуется параллельно профессиональной занятости учащихся;
- Педагогу требуется не только обучать, но и переучивать учащихся, а именно действовать по новым стандартам;
- Необходимость объединения визуальной и вербальной информации;
- Создание условий для практического использование нового теоретического материала;
- Предоставление нового материала в определенном темпе и объеме.