Маркетинг – это связь между производителем и потребителем продукта, способ налаживания взаимоотношений между ними. Основной целью маркетинговой деятельности можно считать привлечение новых и сохранение старых клиентов путем удовлетворения их запросов наилучшим образом.
Цели маркетинга компании
Цель – определенный количественный или качественный результат, которого следует достичь к определенному моменту времени.
В соответствии с основной целью маркетинговой деятельности можно выделить следующие виды маркетинговых целей:
- Рыночные (завоевание рыночных долей или выход на новые рынки);
- Маркетинговые (создание имиджа компании, борьба с конкурентами, мероприятия по повышению объема продаж);
- Управленческие (улучшение структуры управления организацией);
- Обеспечивающие (ценообразование, изучение потребительских характеристик продукта)
- Контрольные
Маркетинговые принципы
Принцип – это установка, руководящее правило, положение для какой-либо деятельности.
Принципы маркетинга являются фундаментом деятельности любой организации и основаны на реальном поведении людей и организаций на рынке. Основные принципы маркетинговой деятельности компании заключаются в следующем:
- Нацеленность на коммерческий результат
- Комплексный подход к достижению целей путем анализа потребностей, исследования рынка и использования инструментов маркетингового комплекса
- Учет рыночной ситуации и требований потребителей вкупе с воздействием на рынок
- Долговременность целей
- Адаптивность, быстрое реагирование на изменения условий рыночной деятельности и запросов потребителей
Основополагающий принцип маркетинга: «Не пытайтесь сбыть то, что Вам удалось выпустить, а производите то, что у Вас безусловно будет куплено».
Эти базовые принципы представляют собой основу деятельности любой организации в условиях «рынка покупателя». Существуют также специфические принципы маркетинговой деятельности, которые применяются комплексно. Использование таких принципов характерно для компаний, считающих маркетинг основополагающим для своего бизнеса. Данные принципы перекликаются с инструментами маркетинга и базовыми принципами, перечисленными выше, и составляют следующий перечень:
- Исследования рынка
- Сегментация
- Гибкое реагирование
- Инновации
- Планирование
Перечисленные принципы отражают сущность маркетинга как философии ведения бизнеса, применение которой направлено на достижение наилучшего для компании финансового результата путем максимального удовлетворения потребностей покупателей.
Функции маркетинга
Функция – работа, производимая чем-либо; роль, значение чего-либо.
Функции маркетинга – основные направления, правила деятельности компании, которые отражают сущность маркетингового подхода к бизнесу.
На основе методологии маркетинга как рыночной философии управления выделяют четыре основных функции маркетинга:
- Аналитическая функция
- Производственная функция
- Сбытовая функция
- Функция управления и контроля
Аналитическая функция маркетинга заключается в сборе информации с целью использования ее для решения задач компании. Аналитическая функция включает в себя изучение конъюнктуры рынка, изучение потребителей и покупателей продукции, анализ действующих на рынке игроков (контрагентов, конкурентов, посредников), изучение товарной структуры рынка и анализ внутренней среды организации, его организационной структуры с точки зрения конкурентоспособности на рынке присутствия.
Производственная функция маркетинга заключается в обеспечении производства продукта и управлении его качеством. В рамках этой же функции находится процесс создания новых товаров, в наибольшей степени отвечающих запросам потребителей. Производственная функция состоит в организации производства новых товаров, материально-технического снабжения и управлении качеством готовой продукции. Сбытовая функция маркетинга, называемая также функцией продаж, представляет собой организацию системы движения продукта от производителя к потребителю в соответствии с концепцией жизненного цикла товара.
Жизненный цикл товара – период времени, в течение которого товар находится на рынке.
Функция продаж включает в себя не только процессы, направленные на движение продукта к потребителю, но и организацию постпродажного и другого сервиса, проведение целенаправленной продуктовой и ценовой политики.
Маркетинговая функция управления и контроля заключается в организации планирования и информационного обеспечения управления путем контроля за выполнением поставленных организацией целей. Организация контроля маркетинга – это заключительное звено процесса маркетинговой деятельности и одновременно начальный этап для принятия новых маркетинговых решений.
Функции маркетинга можно рассматривать как цикл – последовательное выполнение мероприятий по маркетинговому анализу, производству продукции, ее сбыту и контролю результатов.