Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современные концепции маркетинга

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Современные концепции маркетинга

Под маркетинговой концепцией понимают определенную философию ведения бизнеса в рыночных условиях, нацеленную на получение прибыли путем удовлетворения нужд потребителя.

Определение 1

Маркетинговая концепция – система принципов, положений и инструментов маркетинговой деятельности, используемых для достижения таких организационных целей, как получение прибыли и удовлетворение потребителя.

В зависимости от рыночных условий компании используют различные концепции маркетинговой деятельности. Выделяют пять основных концепций маркетинга:

  • Концепция совершенствования производства (производственная);
  • Концепция совершенствования товара (продуктовая);
  • Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая);
  • Концепция традиционного маркетинга;
  • Концепция социально-этичного маркетинга.

Помощь со студенческой работой на тему
Современные концепции маркетинга

Концепция совершенствования производства

Концепция совершенствования производства начала применяться в управлении маркетингом одной из первых. Сущность этой концепции заключается в снижении себестоимости путем использования эффекта масштаба (экономии на масштабе производства).

Определение 2

Эффект масштаба – снижение средних издержек производства, и, как следствие, себестоимости единицы продукции при увеличении объемов производства.

Применение производственной концепции маркетинга рационально, когда спрос на товар значительно превышает предложение, а себестоимость продукта слишком высока. Основным недостатком этой концепции является снижение внимания к интересам потребителей в процессе поиска способов повышения производительности труда с целью снижения себестоимости и конечной цены продукта.

Пример 1

Наиболее известный пример применения производственной концепции маркетинга – конвейерное производство Генри Форда, целью которого было сделать автомобиль доступным по цене широкому кругу потребителей.

Концепция совершенствования товара

В основе концепции совершенствования товара лежит идея о том, что потребитель сделает выбор в пользу товара с наилучшими характеристиками и качеством. Таким образом, реализация продуктовой концепции заключается в концентрации усилий компании на непрерывном усовершенствовании своей продукции.

На практике применение этой концепции может обернуться «маркетинговой близорукостью» компании.

Определение 3

Маркетинговая близорукость – это неспособность организации видеть происходящее за пределами собственного рынка.

В стремлении максимально усовершенствовать свою продукцию компании могут упустить реальные нужды потребителей, что приведет к существованию технически «идеального продукта», не удовлетворяющего потребности покупателей.

Пример 2

Примером такой ситуации может быть излишняя функциональность товара при его внешней непривлекательности.

Концепция интенсификации коммерческих усилий

Сбытовая концепция является наиболее популярной среди компаний, продающих потребительские товары и товары пассивного спроса.

Определение 4

Потребительские товары (товары народного потребления) – товары бытового назначения, предназначенные для продажи населению с целью домашнего использования (продукты питания, одежда, бытовая техника и т.п.).

Определение 5

Товары пассивного спроса - товары, о приобретении который потребитель не задумывается или даже не знает (различные услуги по ремонту, строительству, ритуальные услуги и т.п.).

Ключевое убеждение концепции интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что покупатели не будут приобретать товар без применения специальных мер по его продвижению. Компании, использующие сбытовую концепцию маркетинговой деятельности, определяют целевую аудиторию и направляют на нее усилия по информированию о преимуществах своего продукта. Такая агрессивная маркетинговая политика может ухудшить отношения с покупателем, так как не учитывает степень его удовлетворенности совершенной покупкой и рассчитана на заключение сделки, а не на построение долговременных взаимоотношений.

Концепция традиционного маркетинга

Традиционная маркетинговая концепция выражает базовую идею маркетинга в современном понимании, состоящую в том, что получение фирмой прибыли невозможно без определения потребностей целевой аудитории и удовлетворения потребителей в соответствии с их нуждами.

На первый взгляд концепция традиционного маркетинга напоминает сбытовую, но их ключевое различие заключается в направленности интересов фирмы. Сбытовая концепция исходит из интересов производства, в соответствии с ней компания продвигает произведенные товары, не ориентируясь на потребности покупателей. В соответствии же с концепцией традиционного маркетинга фирма отталкивается от интересов своих покупателей, производя и продвигая то, что им необходимо.

Применение концепции традиционного маркетинга осложнено тем, что потребители сами не всегда осознают свои потребности. В такой ситуации компаниям-производителям необходимо предпринимать усилия по выявлению скрытых потребностей для более полного удовлетворения потребителей.

Определение 6

Скрытые потребности – недостаточно четкое понимание потребителем своих проблем или методов их решения.

Концепция социально-этичного маркетинга

Концепция социально-этичного маркетинга является логическим продолжением традиционного маркетингового подхода. Основное отличие социально-этичного маркетинга от традиционного заключается в том, что компания стремится не только максимально удовлетворить потребности потребителей путем производства и продажи соответствующих продуктов, но и повысить благосостояние общества в целом.

Пример 3

Рестораны быстрого питания удовлетворяют текущие потребности клиентов, позволяя получить вкусную еду быстро и по невысокой цене (в соответствии с концепцией традиционного маркетинга). Однако нездоровая пища в таких ресторанах пагубно влияет на благополучие потребителей в долгосрочном периоде, то есть такой способ удовлетворения текущих нужд потребителей создает угрозу их здоровью.

Концепция социально-этичного маркетинга вынуждает компанию искать равновесия между тремя маркетинговыми целями:

  • Получение прибыли;
  • Удовлетворение потребностей покупателей;
  • Повышение благосостояния общества в целом.