Социальный маркетинг является перспективным этапом развития маркетинга, который появился как инструмент коммерческих организаций для решения различных общественных проблем.
Часто под социальным маркетингом понимают маркетинг в образовании, здравоохранении и спорте. Отличительной чертой данной области деятельности является одновременная оказание услуг на бесплатной и платной основе, между которыми существует условная конкуренция.
Высокие социальные миссии возложены на крупный бизнес. Сегодня выживают те компании, которые способы извлекать прибыль из своего положения. Они вкладывают средства в социальную сферу ради продвижения своего имени и бренда.
Выделяют несколько трактовок социального маркетинга:
Исследование специфики маркетинга в социальной сфере привело к выделению основных и взаимосвязанных функций, которые определяются особенностями взаимодействия объектов общественных отношений.
Функции социального маркетинга:
Первая группа функций является основополагающей и ориентирована на создание благоприятных условий жизни и труда населения и конкретной территориальной единицы.
Вторая категория функций охватывает все преобразования в самом виде жизнедеятельности, образе жизни людей, их социально-культурные качества. В рамках этой группы выделяют четыре подфункции:
Третья группа функций – это полное влияние на существование, реализацию и совершенствование социальных систем.
Выделяют шесть основных принципов социального маркетинга:
Первый принцип основан на потребности в сборе и оценке доступной, актуальной и достоверной информации о внутренней и внешней среде компании. Второй принцип – это согласование стратегии и результата маркетинговой и хозяйственной деятельности предприятия. Третий принцип связан с необходимостью концентрации ресурсов и возможностей компании на изготовлении необходимой и важной продукции для населения.
Четвертый принцип означает решение главной задачи маркетинга, а именно удовлетворение потребностей потребителей. В этом случае следует проводить исследование независимости определенных сегментов рынка, но не забывать об реальных показателях потребительского спроса.
Пятый принцип служит для решения экономических и производственно-технических задач. Также необходимо учитывать нарушение персонального совершенствования потребителей в будущем с различных социальных институтов. И последний принцип направлен на выбор эффективного решения с поставленными сроками и выявление нежелательных трудностей.
Различают и другие принципы социального маркетинга. Эти основополагающие принципы являются ядром всей системы социального маркетинга, определяют маркетинговую деятельность и ценностные ориентиры экономической деятельности компании.
Рисунок 1. Принципы социального маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип ценности каждого потребителя означает признание прав покупателей на приобретение качественной продукции или услуг. Принцип ценности каждого сотрудника - это признание прав на получение достойной оплаты труда и повышение квалификации за счет компании. Принцип ценности социума в целом отражает осознание оказание пользы обществу и социально-экономической значимости деятельности предприятия. Принцип безопасности связан с защищенностью производимых товаров и услуг, а также производственной и сервисной деятельностью кампании. Последний принцип – это получение только законных доходов, которые связаны с развитием компании (расширение или реорганизация) или внедрением инноваций. Часть прибыли направляется на финансирование социальных проектов и программ различного масштаба.
Организация социального маркетинга в компании осуществляется в рамках нескольких этапов: