Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности маркетинга территории

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинг территорий / Особенности маркетинга территории
Особенности маркетинга территории

Понятие, цели и задача маркетинга территории

Как рыночная концепция управления, маркетинг характеризуется уровнем развития экономики страны в целом. Развитая экономика предъявляет высокие требования к способам организации деятельности субъекта во внешней среде.

Использование маркетингового инструментария и методологии во всех сферах и уровнях деятельности общества (от отдельной личности до государства) превращает маркетинг в активный инструмент воздействия на жизнь общества и каждого его представителя.

Особое значение имеет макромаркетинг. Это маркетинг социума и страны. Его цель – максимальное удовлетворение потребностей и запросов населения.

Маркетинг считается фактором развития любой территории, так как формируется эффективная система, нацеленная на учет текущих и потенциальных потребностей общества, предприятий, развитие бизнеса, оптимизацию инвестиционной деятельности и стимулирование инноваций.

Любая территория (страна, регион, город) имеет свои отличительные характеристики. Это свои люди, природа, архитектура, ресурсы, обычаи и традиции. Это вносит свои коррективы в развитие политики и экономики территории.

Определение 1

Маркетинг территории – это маркетинг, который рассматривает территорию как объект продвижения внутри и за ее границами, и направлен на формирование, развитие, применение конкурентных преимуществ территории в ее интересах.

Основные цели территориального маркетинга:

  1. рост экономики и промышленности;
  2. повышение уровня жизни населения;
  3. развитие малого и среднего предпринимательства;
  4. привлечение государственных финансов и иностранных инвестиций;
  5. развитие туризма;
  6. развитие инфраструктуры;
  7. привлечение жителей и трудовых ресурсов.
Замечание 1

Главная задача маркетинга территории - это определение ресурсов, находящиеся в наличии у конкурирующих территорий, а также поиск способов дифференцирования и позиционирования территории для сохранения в сознании потребителей.

Функции и принципы территориального маркетинга

В территориальном маркетинге различают следующие функции:

  • аналитическая;
  • организационная;
  • управленческая;
  • информационная;
  • общественная.

Первая функция подразумевает анализ рыночных возможностей территории, исследование ее маркетинговой среды, анализ спроса, сегментирование и позиционирование, оценка конкурентоспособности.

Вторая функция предполагает стратегическое планирование развития территории, создание плана маркетинга, основанный на результатах проведенного маркетингового исследования, а также контроль результатов.

Управленческая функция связана с реализаций маркетингового плана с позиции территориального продукта (ассортимент, количество и качество ресурсов территории, которые необходимы потребителям), цены территориального продукта (расходы потребителей территории), сбыта территориального продукта (географическое положение территории, наличие транспортной инфраструктуры, современных теле и информационных технологий) и продвижения территории (реклама и связи с общественностью).

Четвертая функция – информационная – заключается в создании системы маркетинговых коммуникаций между субъектами территориального маркетинга.

Последняя функция подразумевает развитие территории, повышение значимости ее роли в мире, стране и регионе, улучшение благосостояния населения.

Замечание 2

Основа территориального маркетинга – это регулярный анализ состояния и тенденций развития территорий для принятия эффективных решений.

Оценка зарубежного и отечественного опыта способствует выделению следующих принципов маркетинга территории:

  1. физичность (поиск оригинальных характеристик внутри территории);
  2. целенаправленность (разработка идей по достижению территорией определенного состояния);
  3. соответствие производства и потребления.

Принцип физичности реализуется через применение системного подхода. Территория изучается как определенная система. Данная система характеризуется определенными оригинальными закономерностями, внутренними и вешними связями, которые воздействуют на результаты развития территории.

Принцип целенаправленности способствует выбору, пониманию и адаптации примеров эффективного развития территории относительно внутренних критериев целенаправленности.

Принцип соответствия и потребления рассматривает понимание того, что производство товаров, услуг или выполнение работ в рамках данной территории и их реализация должны соответствовать потребностям внутренних и внешних потребителей.

Субъекты и объекты маркетинга территории

Субъекты маркетинга территории – это потенциальные и реальные пользователи территории, инвесторы. Они разделяются на два типа:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренние субъекты – этом жители территории, которые ее активно продвигают и влияют на повышение ее привлекательности. Внешние субъекты стремятся к созданию благополучия территории, так как есть желание экспортировать часть этого благополучия в виде различных ресурсов за границы территории.

Под объектами маркетинга территорий понимают:

  • управление территорией;
  • конкурентоспособность территории.
Определение 2

Управление территорией – это деятельность администрации муниципального образования, целью которой является обеспечение устойчивого развития региона, повышение количества ресурсных возможностей и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.

Территориальное управление подразумевает решение определенных задач, которые связаны с развитием территории и, соответственно, есть необходимость постоянного изучения и оценки большого объема информации.

Сведения поступают из различных источников, обрабатываются и распространяются с помощью разных информационных технологий.

Конкурентоспособность территории предполагает наличие у данной территории конкретных свойств, которые позволяют осуществлять эффективные действия.