Особенности исследования целевой аудитории
Залогом успеха компании на рынке являются ее клиенты. Чтобы найти свою целевую аудиторию, необходимо знать максимум информации о ней, чтобы предлагать товары и услуги для решений их проблем.
Для поиска и оценки целевых потребителей используются маркетинговые исследования, которые дают четкую направленность бизнесу и определяют, почему клиентам нужна именно данная услуга или продукция.
Процесс исследований ЦА начинается с определения того типа информации, который будет влиять на методы анализа данных.
Различают первичную и вторичную информацию. Первая – это данные, которые собираются впервые по исследуемой проблеме. Вторичная – это ранее собранные сведения. Если их недостаточно для решения проблемы, то компания приступает к сбору первичной информации.
Первичные исследования собирают информацию о ЦА для целей компании. Они включают:
- опросы;
- наблюдения;
- фокус-группы;
- интервью.
Обычно получение первичных данных обходится компании дороже, но результаты его эффективнее.
Вторичные данные собираются из общедоступных источников:
- ранее проведенные маркетинговые исследования по схожей проблеме;
- литература и справочники;
- интернет-ресурсы;
- статистические данные;
- базы клиентов и т.д.
Вторичные исследования позволяют получить достаточно информации о рынке, целевой аудитории. Также они способствуют четкому формулированию проблемы маркетингового исследования. Единственный их минус – вторичные сведения могут быть устаревшими или недостоверными. Поэтому главное правило: использовать первичный источник вторичной информации.
Кроме этого различают качественные и количественные исследования целевой аудитории.
Первый вид используется для выявления мнений и отношений клиентов к компании, продукции или бренду. С помощью качественных методов анализа выявляются проблемы и боли ЦА, ее предпочтения и требования.
Количественные исследования – это получение статистической информации. Это метод изучения рынка, который основан на фактах, а не на мнениях и чувствах потребителей.
Проведение опроса клиентов
Влияние опроса на успех компании доказан. Без знания целевой аудитории, рынка нельзя принять правильные и эффективные управленческие и маркетинговые решения. Опросы помогают оценить эффективность рекламных и маркетинговых кампаний, понять отношение потребителей к продукции и бренду. Часто опросы кардинально меняют гипотезы.
Решение маркетинговых проблем основано на реальных потребностях и болей целевой аудитории. Поэтому опрос поможет в следующих ситуациях, когда необходимо:
- составить портрет ЦА (интересы, предпочтения, социальный статус, сфера деятельности, уровень дохода и др.) – это способствует грамотному продвижению и проведению маркетинговых мероприятий;
- узнать отношение клиентов к компании, товарам, бренду;
- узнать мнение о новой продукции или услуге;
- изучить потребности и пожелания аудитории для улучшения товара и обслуживания;
- собрать дополнительные сведения о частоте и объеме потребления;
- определить эффективность проведенных рекламных кампаний;
- протестировать разработанные рекламные материалы;
- рассчитать индекс потребительской лояльности (NPS).
Для решения маркетинговых проблем проводятся маркетинговые исследования собственным подразделением маркетинга компании или с привлечением стороннего агентства.
Опрос является инструментом для сбора первичной информации. Выбор формы опроса зависит от того, как компания выходит на контакт с целевой аудиторией.
Способы проведения опроса:
- email-рассылки;
- через сайт;
- партнерские сайты;
- социальные сети;
- через мобильное приложение;
- анкетирование в торговых точках;
- по телефону;
- интервью.
Если у компании есть база электронных адресов клиентов, то рассылку по почте легко осуществить. Есть много бесплатных инструментов для создания формы опросов Google Формы или SurveyMonkey. Они же используются и на сайтах.
При планировании кросс-маркетинговых мероприятий необходимо опросить другую аудиторию. Это можно сделать, если договорится о размещении формы опроса на сайте партнера.
Популярным способом проведения опроса являются социальные сети. Это помогает повысить вовлеченность и лучше узнать пользователей.
Проведение опроса через мобильное приложение – это получение информации лояльной аудитории через мобильный телефон. За 2 дня можно собрать огромное количество необходимых ответов.
Обычное офлайн-анкетирование используется во многих торговых точках и организаций сферы услуг. Это отличный способ узнать о пожеланиях посетителей и собрать оценки сервисного обслуживания.
Некоторые опросы осуществляются по телефону. Компания может узнать мнение потребителя, но более качественные данные можно получить при личной беседе.
Устный опрос или интервью считается самым дорогим, но эффективным способом опроса целевой аудитории. Он позволяет оперативно получить мнение клиентов.
Опрос ЦА в социальных сетях
Чтобы получше узнать целевую аудитории, отличным помощником станут социальные сети. Этот способ актуален для тех предприятий, которые находятся на стадии выхода на рынок и еще не имеют достаточной клиентской базы. Они не ведут собственных группы в соцсетях, но стремятся к изучению и расширению потенциальных потребителей.
Грамотно организованный опрос целевой аудитории – это основа принятия стратегически правильных решений для развития бизнеса.
Процесс опроса ЦА в социальных сетях состоит из ряда этапов:
- подготовительный этап;
- выбор группы для опроса;
- анализ аудитории группы;
- составление базы групп.
На первом этапе следует определить цель опроса. Далее выбираются группы для проведения опроса. В этом случае необходимо ориентироваться на особенности целевой аудитории и ее географию. В строку поиска вводится необходимое слово, например, SMM, в расширенных настройках добавляется регион и критерий сортировки. В результате появляется список групп с целевой аудиторией.
Чтобы понять, подходит группа для опроса или нет, необходимо посмотреть ее подписчиков и выявить «мертвые души» - аккаунты, которые могут быть заблокированными, забаненными системой или человек просто удалил свою страницу.
В итоге составить базу групп, которые будут использоваться для проведения исследования целевой аудитории.