Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Портрет целевой аудитории

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Портрет целевой аудитории
Портрет целевой аудитории

Сущность портрета аудитории

Основная задача компании – это создать такой товар, который полностью бы удовлетворил потенциальных клиентов. Это возможно только, если точно определена целевая аудитория. Но важно не просто знать своих потребителей, но и знать их в «лицо». Для этого необходимо составить портрет ЦА, что является ключевым элементом маркетинговой деятельности.

Замечание 1

Любое предложение напрямую зависит от количества деталей и качеств портрета покупателя, поэтому оно должно максимально подходить его потребностям.

Портрет целевого потребителя – это общий образ клиента, который включает следующие характеристики:

  • пол;
  • возраст;
  • место проживания;
  • семейное положение, наличие детей;
  • профессия;
  • уровень дохода;
  • потребности, желания и страхи.

Готовые работы на аналогичную тему

Для анализа портрета клиента учитываются не только демографические, социальные и экономические факторы, но и поведенческие. Это позволяет определить, какие маркетинговые кампании разрабатывать.

Для составления портрета используются и дополнительные параметры:

  • психографические: черты характеры, темперамент, жизненные позиции, образ жизни;
  • любимые вещи: книги, фильмы, марки автомобилей, виды спорта, кафе и др.;
  • наличие проблем со здоровьем.

Применение данных критериев в описании портрета, который позволит получить более узкую целевую аудиторию, которые заинтересуются предложением компании. Ориентация на широкую аудиторию – это нерациональный подход. Чем шире ЦА, тем нечеткий портрет потребителя и сложно выделить его характеристики.

Основная рекомендация для всех предприятий – это использовать максимально точные портреты потребителей, чтобы не производить большое число товаров и не расширять ассортимент просто так. Это поможет специалисту по маркетингу идентифицировать потенциальных потребителей, которые с большей вероятностью будут покупать и использовать продукцию.

Если предприятие планирует расширить номенклатуру своей продукции, то можно использовать более общий портрет клиента. Это и есть основная цель портрета клиента, а именно адаптация под потенциального клиента и создание такого товара и таких маркетинговых кампаний, которые принесут максимальный доход компании.

Инструменты для составления портрета клиента

Для составления портрета целевой аудитории маркетологи используют различные способы и инструменты:

  1. анкетирование и личное интервью с покупателями;
  2. онлайн-сервисы для проведения опросов;
  3. сервисы аналитики поисковых систем;
  4. социальные сети;
  5. Yandex.Wordstat;
  6. записи входящих звонков в компанию или колл центр;
  7. тайный покупатель;
  8. сведения ранее проведенных маркетинговых и социологических исследований.

Первый инструмент предполагает разработку соответствующую анкету, которую заполняют существующие и потенциальные клиенты организации. Личное общение с покупателями можно устроить после совершения покупки. В этом случае рекомендуется задать 2-3 важных вопроса, чтобы не оттолкнуть клиента и не отнять у него много времени.

Замечание 2

В Интернете достаточно много различных сервисов для проведения опросов, в том числе и бесплатных (Google Forms, survio.com и др.). Эти сервисы позволяют не только собрать данные анкет, но и встроить виджет опроса на сайт. Некоторые сервисы даже оптимизированы для мобильных устройств.

К сервисам аналитики поисковых систем относят Яндекс.Метрика и Google Analitics. Они помогают собирать информацию о посетителей веб-ресурсах, а именно:

  • поисковые запросы (те слова и фразы, которые вводит пользователь в строку поиска Яндекса или Google);
  • половозрастной состав пользователей;
  • геопозиция;
  • интересы;
  • часто посещаемые сайты.

Эффективным и часто используемым способом получения сведений о потенциальном и реальном клиенте являются социальные сети. Изучая и анализируя профили потребителей и группы (сообщества), в которые они входят, можно узнать массу необходимой информации:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • сфера деятельности;
  • хобби и увлечения;
  • интересы и предпочтения и т.д.

Полученные сведения позволяют составить точный портрет целевой аудитории, а также рекламные сообщения, которые будут размещаться в группах и сообществах.

Сервис статистики поисковых запросов пользователей – Яндекс.Вордстат – способствует уточнению потребностей целевой аудитории компаний.

Записи входящих звонков, а также установка системы коллтретинг, позволит не только фиксировать звонки, но и определять источник звонка (т.е. откуда пришел клиент – рекламное объявление или через поисковые системы).

Метод «тайный покупатель» широко используется в маркетинге. Это инструмент наблюдения за покупателями в торговом зале: как они выбирают, читают ли этикетки, как оценивают, обращаются ли за помощью к консультантам и т.д. Кроме этого данный способ позволяет проанализировать и конкурентов.

Дополнительно используются данные ранее проведенных маркетинговых и социологических исследований. Для этого можно использовать такой сервис, как Яндекс.Взгляд.

Процесс составления портрета целевой аудитории

Главная рекомендация для всех бизнесменов – это составить портрет своей целевой аудитории. Почему это так необходимо?

  • правильно составленный портрет клиента позволяет понять, какие каналы и инструменты маркетинга целесообразно использовать;
  • возможность разработки точечного рекламного сообщения благодаря знаниям о потребностях потребителей;
  • портрет клиента – это своего рода «лицо» определенного сегмента рынка;
  • на основе портрета строится уникальное торговое предложение (УТП).
  • Непосредственно перед процедурой составления портрета целевого потребителя следует получить ответы на четыре вопроса:

  1. Какую проблему решает товар или услуга?
  2. Кто является покупателем данного товара или услуги?
  3. Где находится потенциальный покупатель?
  4. Какие проблемы или вопросы у него регулярно возникают?

После получения развернутых ответов на эти вопросы и определив основные параметры портрета клиента, можно переходить к его разработке.

Этот процесс включает несколько этапов:

  • анализ текущей клиентской базы;
  • на основе особенностей потребительского поведения широкая аудитория делиться на узкие группы;
  • подробное описание каждой узкой группы потребителей;
  • составление портрета клиента на основе демографических, экономических, социальных, психографических и поведенческих характеристиках.

Аналогичным способом разрабатывается портрет целевой аудитории на сайте или социальных сетях.